Рекомендации к размышлению в подготовке к родительскомуКак правильно хвалить
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма,
несостоявшегося "гения".
Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
А еще, если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм, следует почаще хвалить ребенка за то, что он делает не для себя, а для других. Обычно же бывает наоборот. Дошкольника хвалят за то, что он всё съел, сам оделся, убрал за собой игрушки. Школьника – за учебу. Но ведь и ест, и одевается, и учится ребенок ДЛЯ СЕБЯ!
Конечно, поначалу, когда дети еще только осваивают самостоятельное одевание, чтение или письмо, их необходимо хвалить и подбадривать. Особенно если им что-то дается с трудом. Но если вы видите, что тот или иной вид деятельности уже не вызывает у ребенка явных затруднений, а он по-прежнему жаждет похвал, то сделайте так, чтобы плодами его деятельности могли пользоваться окружающие. И хвалите его за заботу о других.
Допустим, ребенку плохо дается рисование, поскольку у него проблема с мелкой моторикой. Сперва, чтобы он не ушел в жесткий отказ, нужно одобрять любой его рисунок. Ну, а когда страх неуспешности будет преодолен, хвалите сына или дочь за то, что они нарисовали такую чудесную картину В ПОДАРОК БАБУШКЕ. Или почитали сказку БРАТИШКЕ, написали поздравление ДРУГУ; собираясь на прогулку, не только быстро оделись сами, но и помогли одеться СЕСТРЕНКЕ.
Слова: «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший» - хочет (и должен!) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти и развиваться. Хотя это, не исключает ни замечаний, ни наказаний, ни разумной строгости.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]