«Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе»

«Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе»
Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества личности, как социальная и интеллектуальная компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность.
Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.
Я поставила перед собой цель вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей:
 Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
 Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
 Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, использую персонаж (игрушку). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в сказочный лес", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка - лесовичка", "Три медведя", "Теремок".
Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием счетных палочек, развивающих игр: "Сложи узор", "Геометрическое лото" различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий я учитываю особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
Каждую образовательную деятельность я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы - материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже).
Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество морковок и угостить зайчиков, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.
Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем дошкольном возрасте - это репродуктивно - мнемические (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника). Проблемно - поисковые вопросы (Как вы думаете) применяю для детей любого возраста. При этом учитываю объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
Особое внимание уделяю развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения: «Открой замок», «Поймай рыбку», «Рукавички» и другие. В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность постановки задачи, способ ее подачи.
С детьми, которые слабо усваивают материал, провожу индивидуальную работу во второй половине дня.
Считаю важным развивать моторику рук. Для этого использую специальные упражнения. Подготовила картотеку физкультминуток и пальчиковых игр, которую постоянно пополняю новинками из литературы. Во время занятий обязательно применяю физкультминутки.
В групповой комнате оформлен уголок занимательной математики, в котором находится большой выбор дидактических и развивающих игр: «Открой замок», «Геометрическая мозаика», «Большой, средний, маленький» и др. игры; счётные палочки, цифры, геометрические фигуры, детская литература.
Необходимый ассортимент игр, учебно – игровых материалов, постоянно обновляется, обогащается развивающая среда.
Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий.
И я хочу закончить своё выступление словами выдающегося педагога ХХ века В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».


15