«В каждом из нас есть свои килограммы надежды…» Материалы для проведения пресс-конференции по рассказу Анны Гавальдa «35 кило надежды»
«В каждом из нас
есть свои килограммы надежды…»
Материалы для проведения пресс-конференции
по рассказу Анны Гавальдá «35 кило надежды»
6б класс
Несчастным быть куда легче,
чем быть счастливым.
Надо делать что-нибудь,
чтобы быть счастливым.
А.ГавальдаПресс-конференция готовилась группами по 4-5 человек:
Исследователи творчества писательницы
Любопытные читатели
Журналисты
Литературоведы
В большей степени, конечно, были использованы материалы различных сайтов Интернета: lib.ulstu.ru›Анна Гавальда; Википедия ru.wikipedia.org›Гавальда, Анна; LibreBook.ru›list/person/anna_gavalda и многих других. Прочитанное произведение сначала обсудили в группах, выделили основное, согласовали информацию, чтобы не упустить главное, но и не повторяться. 1. Биографическая справка: Anna Gavalda 9 декабря 1970, Булонь-БийанкурAнна Гавальда родилась в престижном пригороде Парижа. Прабабушка Анны была уроженкой Санкт-Петербурга (линия предков по фамилии Фульда). После развода родителей, с четырнадцати лет жила в пансионе, затем получала образование в Сорбонне. В 1992 году победила в национальном конкурсе на лучшее письмо. В 1998 году она завоевала премию "Кровь в чернильнице" за новеллу "Aristote" и победила еще в двух литературных конкурсах. В 1999 году, работая учительницей в средней школе, выпустила первый сборник новелл «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал», который был тепло встречен критиками. За этот сборник Анна была удостоена Гран-при RTL. «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал» был переведен почти на 30 языков и принес своему автору славу новой звезды французской словесности. Однако настоящий успех принесли романы «Я её любил. Я его любила» и «Просто вместе», последний из которых собрал огромное количество литературных премий. Все три книги стали бестселлерами и были распроданы тиражами 1 885 000, 1 259 000 и 2 040 000 экземпляров соответственно в период с 2004 по 2008 годы, и принесли автору более чем 32 миллиона евро.
Во Франции экранизированы романы «Просто вместе» и «Я её любил. Я его любила».
Ироничные, изящные житейские зарисовки, в которых есть сентиментальность проглядывает отчаяние, - десерт для литературных гурманов, приготовленный с истинно французским шармом.
Сейчас Анна Гавальда живёт в городе Мелён, пишет каждый день по три часа новеллы и статьи для журнала « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Elle" \o "Elle" Elle».
2. К разговору о творчестве (группа исследователей творчества и литературоведов)
- Расскажите, пожалуйста, как вы начали писать? Вы с детства хотели этим заниматься?
- До того как я начала писать, я и думать не думала, что стану писателем. Вообще-то я говорила, что хочу стать журналистом. Но на самом деле, видимо, не очень хотела, поскольку провалила экзамены. В итоге я стала преподавать французский. В первом классе колледжа, одиннадцати- и двенадцатилетним детям. Так что какое-то время я была учителем. А потом начала сочинять. У меня возникло несколько идей для рассказов. Я записала эти истории, и из них получилась первая моя книга.
- Ваши персонажи похожи немного друг на друга. Например, они все странные.
- Странные люди и в жизни, и в литературе кажутся мне более интересными. Я всегда предпочитала маргиналов.
- И одинокие.
- Разве не все люди одиноки? Даже если у них есть друзья, все равно в глубине души они одиноки. Разве нет?
- И у них почти у всех проблемы с матерями. Почему?
- Это хороший вопрос. В моей следующей книге, той, которая о мужской дружбе, будет прекрасный портрет матери. А во всех предыдущих моих книгах матерям персонажей действительно отведены какие-то не очень хорошие роли. Даже не знаю почему. У меня самой отличная мама. В следующей книге мама одного из молодых людей станет героиней книги, и она очень хороший человек.
– Ваши сюжеты основаны на реальных событиях, есть ли у героев прототипы? – Писательская работа для меня огромное удовольствие и не совсем работа в привычном понимании этого слова. Потому что все это чистый вымысел.В моем доме на верхнем этаже есть три комнаты, где мы всей семьей проводим день. В одной я пишу, в другой постоянно играет дочка, а в третьей сын неотрывно сидит около компьютера. Как-то раз, сын мне сказал: «Мы все трое делаем одно и тоже – придумываем мир, чтобы играть в нем или работать». И, по-моему, он прав.
– Кто из русских писателей вам близок?
– Можно сказать, что я читаю только русских писателей. На тумбочке у изголовья всегда лежит книга, и каждый вечер перед сном я подолгу читаю. Для меня это так же естественно, как для многих вечерний чай. Сейчас это толстый том чеховских рассказов, а потом это будет кто-то другой. Это постоянный процесс, я не могу выделить кого-то конкретного. Мне близка почти вся русская литература. Вам просто повезло, что вы изучаете таких авторов еще в школе, в юном возрасте. Они гораздо забавней, чем Жан-Жак Руссо, уверяю вас. Во всяком случае, щедрее.
3. К разговору с читателями по рассказу «35 кило надежды»
Француженка Анна Гавальда принципиально не пишет о демонических, ярких, эпатажных личностях. Ее герои просты и чудаковаты, ранимы и подвержены всевозможным слабостям, — словом, это самые обычные люди, каковых среди нас подавляющее большинство. Писательница знает, что в нужную минуту в этих людях непременно вспыхнет самый яркий свет — важно только правильно его зажечь.
Обзор содержания рассказа «35 кило надежды», чтение наизусть отрывка «Я ненавижу школу…» (этап проводят любопытные читатели)
Тринадцатилетний Грегуар хорошо помнит, как его первая учительница говорила о нем: "Голова как решето, золотые руки и большущее сердце…" Так он и живет изо дня в день: обожает своего деда, занимается поделками и ненавидит школу, куда его каждое утро гонят родители. Однажды, узнав о том, что на свете есть лицей, где мальчики все время что-то мастерят, он, закрывшись в своей комнате, пишет смешное и трогательное письмо с просьбой разрешить ему там учиться, вкладывает в конверт чертежи своего первого изобретения…
Обсуждение рассказа с читателями (журналисты представляют название газеты, журнала, вопрос должен соответствовать изданию)
- Насколько правдива и реальна история жизни мальчика в семье? Хотели ли бы вы стать такими же родителями?
- Насколько правдива и реальна история жизни мальчика в школе?
- Какими учителями вы хотели бы стать? Не хотели бы стать?
- Как бы вы справлялись с ситуацией на месте Грегуара?
- Можно ли считать образ дедушки неким символом? Чего?
Из ответов участников пресс-конференции
Лукьянова Арина: Мне только 12.… Очень много ещё непрочитанных книг существует вокруг. Маленькими детьми родители знакомят нас с этим интересным миром: сначала добрые народные сказки, затем приключения и путешествия, стихи и басни.
Недавно я сама прочла повесть французской писательницы Анны Гавальда «35 кило надежды». В ней рассказывается о мальчике, моем сверстнике, который ненавидел школу «пуще всего на свете… Нет, даже ещё сильнее…» Его отношение к учебе позволило мне другими глазами увидеть поступки и события в жизни. Как важно, чтоб тебя понимали , и почему детям на одних уроках хочется стараться, а на других нет. Как доброе слово и поддержка дают найти силу. Как важен труд учителей и помощь родных.
Мальчика из рассказа утешал только дедушка. В повести успехи внука помогли дедушке выйти из комы. Так и я, приходя из школы, рассказываю бабушке о своих успехах, её глаза наполняются радостью. Еще острее стала мысль о том, что важно беречь и заботиться друг о друге.
От первого лица автор рассказывает о неудачах в школе, как герой пытался с ними справиться, сокращая домашнее задание в дневнике. Родители водили его к разным докторам, считая, что плохие оценки из-за «слабоумия». А ему было просто неинтересно! Даже не любил спорт, физкультуру.
Он столкнулся с проблемой подростков: неуклюжесть, долговязость, насмешки сверстников. Единственное, что получалось хорошо - это мастерить что-нибудь своими руками, как и у дедушки. «Мой дед Леон – такой же мастер на все руки, как и я », - говорит мальчик. Грегуар с теплом вспоминает дошкольную группу и свою учительницу Мари, которая разглядела в нем умение мастерить. На доброй сказке про черепашку и зайца дедушка объяснил ребенку, как необходимо человеку упорство и трудолюбие: «несчастная» черепаха, на которую никто не поставил бы и гроша, пришла первой.
После того как дед Леон заболел, Грегуар начал упорно трудиться и верить в то, что благодаря его упорству дедушка встанет на ноги и они опять будут мастерить с ним. Так и произошло.
Книга рассказывает, что значит семья. Позволяет оценить себя со стороны, учит добру и дарит надежду.
Аксенов Игорь: Герой учит не терять надежду, никогда не нужно сдаваться, а нужно верить и надеяться.
Мещанин Платон: Грегуар ненавидит учителя мадам Дюре, потому что у него не получается, ему ставят двойки. Но его поддерживал дедушка, и мальчик взял себя в руки, начал пытаться сам устроить свою жизнь. И у него все получилось. Очень поучительная история.
Пожиленков Вячеслав: Надежда в том, что мальчик хотел найти свое место, он не хотел учиться в обычной школе, потому что это не для него. У него золотые руки, он мастер. Его надежда в том, что он хотел учиться в Граншаре. Он в первый раз так сильно захотел в школу: «Я в первый раз в жизни прошусь в школу, сам не пойму, что со мной, наверно, заболел».
Надежда у него была не одна, а еще чтобы его дедушка выжил. Он сильно скучал по нему, он даже слышал его голос. Мальчишка любил его: «Не умирай. Останься. Ты так нужен мне. И бабушке Шарлоте ты тоже нужен…»
Третья надежда Грегуара была на то, что все станут жить счастливо, ведь родители из-за его учебы ссорились очень часто: «Родители мои друг друга выносят с трудом, так что им обязательно что ни вечер надо как следует поругаться, только они не знают, к чему придираться». Да и родителей тоже можно понять: они приходят с работы уставшие, сын не учится, ему нужно искать школу, где его примут… А мальчику было скучно без дела, и время ему уделял дедушка, который вскоре попал в больницу. Это очень повлияло на Грегуара. На экзамен в Граншар он приходит в непонятных чувствах, но если бы не дедушка, то он не сдал бы экзамен. Дедушка всегда успокаивал его, ведь в семье было плохо. Мальчик надеялся поступить в школу и поступил, дедушка выжил. Жизнь наладилась.
Шпыркова Мария: Повесть Анны Гавальда «35 кило надежды» затрагивает до глубины души. Она дает нам шанс поверить в чудо и добро, что никогда не надо отчаиваться, даже если сейчас ничего не получается.
У писателя есть дар – заставить читателя задуматься о чувствах, которые скрыты в каждом.
Родители Грегуара всегда в ссоре, им мало того, что у мальчика «золотые руки и большущее сердце», они видят только то, что «голова как решето». И не хотят помочь в его беде: « Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней…» Понимал его только дедушка: «Будь счастлив, в конце концов. Делай хоть что-нибудь, чтобы быть счастливым».
Прочитав историю Грегуара, люди станут увереннее в себе, ведь в этом мальчике мы можем увидеть себя.
Шишкова Анна: Я тоже стараюсь найти в себе силы учиться хорошо и достичь поставленных целей.
В каждом из нас есть свои килограммы надежды, у кого 35, у кого 80. Хрупкие, но сильные, они сидят в нас. Все мои одноклассники мечтают поступить в институт. Как бы сложна ни была наша жизнь, настойчивость, вера, трудолюбие способны изменить все.
Лукьянова Софья: Вот и получается, что любая надежда может творить чудеса. И не важно, получаешь ты эту надежду от близких людей, или всем своим сердцем даешь эту надежду другим людям.
Аксенова Алена: Школа, наверное, не самое любимое место школьника. Не спорю, кому-то нравится учиться, но не у всех это получается.
Антюфеева Ангелина: У героя «голова как решето», но автор надеется на его талантливые руки и большущее сердце. Без этого сердца, наверное, и будущего не будет ни у кого: ни у родителей, ни у дедушки, ни у самого героя. Очень хочется почитать еще что-то такое же настоящее: чтобы про моих сверстников и так же жизнеутверждающе!
4. Д/З Написать письмо герою рассказа «35 кило надежды» или Анне Гавальда