Конкурс для детей старшего дошкольного возраста Знайки. Развитие логического мышления


Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников «Знайки»
Багаева О.С.
воспитатель МБДОУ № 175
Команды под веселую, бодрую музыку вбегают в зал и выстраиваются вдоль стены.
Ведущий объявляет начало конкурса и состав команд «Интеллектуалы» и «Эрудиты».
Состав жюри: 3 человека (руководитель д/у, методист, родители).
Время выполнения каждого задания 1-1,5 минут
Материал: плакаты с заданиями, фломастеры и листочки, на которых предварительно следует написать фамилию и имя участника.
1. Задание «Найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте недостаточную фигуру».
Первая серия. Задания конвергентного типа по нахождению закономерности в расположении фигур (рис. 1).
Листочки с ответами передаются в жюри. Пока жюри проверяет выполненные задания, проводится игра с командами и болельщиками «Проворные мотальщики». Отличившихся отмечают поощрительным призом.
Правильно выполненные задания первой серии оцениваются следующим образом: рис. 1а – 1 балл; рис. 1б – 2 балла; рис. 1в – 3 балла; рис. 1г – 6 баллов. Максимальная сумма – 12 баллов.
Итоги необходимо огласить сразу после перерыва, при этом отметить детей, набравших наибольшее количество баллов, и называть баллы, набранные каждой командой.
Вторая серия. Задачи дивергентного типа для выявления оригинальности и гибкости мышления (рис. 2).
Каждый член команды получает лист бумаги с нарисованными на нем одинаковыми кружками.
2. Задание «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайся придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог».
Оцениваются:
оригинальность мышления (0 баллов – за рисунки «солнце», «яблоко», «мяч», «воздушный шарик»; 1 балл – за каждый рисунок, не содержащий эти изображения; 2 балла – за рисунки, не встречающиеся у других участников). Максимальная сумма – 8 баллов.
Гибкость мышления. Максимальная оценка – 4 балла – дается в том случае, если рисунки посвящены разным темам, например, игрушка, животное, космический объект, растение. Если два рисунка посвящены одной теме (лица людей, изображения животных и др.), то за них начисляется 1 балл; за три и даже за четыре рисунка одной тематической направленности также начисляется 1 балл. Сколько тем в рисунках ребенка, столько баллов ему и начисляют.
На выполнение задания даются 4 минуты. Жюри подводит итоги, у членов команд и зрителей – перерыв, в течение которого они могут потанцевать под бодрую музыку. После перерыва объявляются итоги, отмечаются победители в индивидуальном зачете, называются суммы баллов каждой команды.
Третья серия. Конвергентные задачи на выявление развития объемно-пространственного мышления (рис. 3).
Ведущий сворачивает листы цветной бумаги и ножницами делает вырезы так, как на рис. 3а, 3б, 3в, 3г.
3. Задание «На своих листочках нарисовать то, что получится, если лист развернуть».
Оценки. Задания 3а, б, в – по 1 баллу; задание 3г – 2 балла. Максимальная сумма – 5 баллов.
Жюри подводит итоги этого конкурса и общие итоги, выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов. Каждый член команды награждается почетным дипломом «Знайка».