Обобщение педагогического опыта работы в Школе раннего развития «Росток» МБУ ДО «ЦРТДиЮ» г.Новошахтинска по подпрограмме «Росток».
Обобщение педагогического опыта работы вШколе раннего развития «Росток» МОУДОД «ЦРТДиЮ» по подпрограмме «Росток».
В городе Новошахтинске успешно ведёт свою деятельность Центр развития творчества детей и юношества, в котором обучаются разным видам творчества. Всё обучение в МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» строится по нескольким уровням:
- I подготовительный, это программа «Росток»;
-II освоение, программа «Капельки»;
- III совершенствование, программа «Капель»;
- IV профессионально – ориентированный, программа «Вдохновение».
Особенно востребованным направлением деятельности Центра развития является Школа раннего развития, которое функционирует уже с 2000 года. По программе «Росток» дети обучаются с 4 лет. Данная программа разделена на несколько подпрограмм и рассчитана на три года обучения, это подпрограммы «Каблучок», «С песенкой по лесенке», «HappyEnglish», «Школа здоровья» и «Букварик». Таким образом, программа позволяет воспитанникам ШРР «Росток» осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, петь, танцевать... На сегодняшний день у нас занимаются более 500 детей. Занятия в этом объединении ведутся по специально разработанным прописям по развивающим играм «Карандаши-затейники» ( 4-5 лет), «Увлекательное путешествие в страну знаний» (5-6 лет) и по подготовке к школе «Дорожка знаний» (6-7 лет). Эти тетради являются незаменимыми помощниками для комплексной подготовки ребёнка к образовательной деятельности в школе. Для удобства все задания сгруппированы по разделам и объединены в одну тетрадь.Каждое задание тщательно продумано с учетом возрастных особенностей ребят, каждое само по себе увлекательное и интересное, способствующее полноценному развитию ребёнка. В помощь педагогам для организации и проведения занятий разработаны методические пособия.
Занятия по развивающим играм развивают творческие способности ребёнка, запускают механизм саморазвития для дальнейшей реализации в различных видах деятельности в любой области, помогают ребёнку понять, как думать, как решать нестандартные задачи, как общаться с окружающими людьми и многое другое.
Занятия по подготовке к школе помогут детям развивать и реализовывать свои возможности и переступить порог школы уверенными в своих силах. И всё это не в одиночку, а совместно с другими детьми, с педагогом.
Детям предлагают такие задания, которые помогут развить у них навыки счёта. Научить решать задачи с простыми числами, лучше ориентироваться в пространстве. С особым интересом ребята работают с пластилином, ножницами и цветной бумагой, рисуют красками, занимаются оригами и выполняют аппликации.
Опытные педагоги помогут малышам найти ответы на многие, интересующие их, вопросы, познакомят ребят с названием времен года и их признаками, с названиями города и страны, в которой он живет, научат правильно называть виды птиц, рыб, насекомых. Ребята познакомятся с названиями диких (лесных) и домашних животных, научатся правильно называть их детенышей и получат представление о грибах и ягодах.
Малышам очень нравятся занятия с театральной деятельностью, каждому хочется побыть мышкой – норушкой, лисой-Патрикеевной и серым волком. Этот вид деятельности помогает ребятам стать более мобильными, раскрепощёнными и креативными. Каждый норовит продемонстрировать свои творческие способности. Даже самые застенчивые малыши не остаются на занятиях без участия, иногда, надев маску, они совершенно по-другому начинают вести себя. Очень часто дети, играя с пальчиковыми куклами, сами начинают сочинять сказку, что способствует развитию логического мышления . Речевые игры и упражнения позволят детям усвоить буквы алфавита, овладеть звуковым и слоговым анализом слов. На занятиях по развитию эмоциональной сферы используются элементы арттерапии, как одной из форм коррекции психического развития ребёнка, изобразительная деятельность. Занятия в группе помогут и научат ребят выражать своё эмоциональное состояние адекватно ситуации, снизить тревожность и повысить самооценку, развить воображение и фантазию.
Основной формой обучения детей по подпрограмме «Букварик» являются занятия, на которых последовательно и в системе дети получают необходимые знания. А так как основным видом деятельности дошкольника считается игра, то и занятия строятся в игровой форме. Детям предлагаются игры с правилами, с готовым содержанием, специально разработанным педагогом. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательным для всех обучаемых.
На занятиях в игровой форме происходит знакомство с алфавитом, ребята учат наизусть несколько небольших стихотворений, скороговорок, чистоговорок, пальчиковых разминок, упражнений по логоритмике, которые в последствии способствуют развитию памяти и расширению словарного запаса и связной речи. Ребята получат первоначальное представление о космосе: звездах, планетах, Солнечной системе, о Луне и Солнце.
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Физическое состояние детей свидетельствует, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования, путем введения, к примеру, занятий по валеологии, а интегрировано, в процессе образовательной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы информационно-познавательной деятельностью, увеличением числа различного рода дополнительных образовательных услуг. С этой целью была разработана подпрограмма «Школа здоровья» и сборник валеологических занятий «По дороге к доброму здоровью», которые уже успели получить Диплом I степени в Общероссийском конкурсе «Педагогическое мастерство на занятиях в учреждениях ДО». Программа оздоровительно-педагогических занятий для каждого года обучения состоит из блоков.
По окончанию обучения в ШРР «Росток» ребятам выдается первый в их жизни серьезный документ, который свидетельствует о том, что наши обучающиеся полноценно подготовлены к дальнейшему обучению в общеобразовательных школах. Педагоги начальной школы с благодарностью говорят о хорошей подготовке детей в Школе раннего развития «Росток», о том, что наши дети легко вливаются в коллектив, находят язык со своими одноклассниками и чётко знают как нужно себя вести в школе и для чего они туда они ходят. Большинство выпускников ШРР «Росток» продолжают обучение дальше в объединении «Капельки». Много таких выпускников, которые прошли все уровни обучения в МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ».
Данная подпрограмма предполагает организацию занятий по двум направлениям: на первом и втором году обучения – развивающие игры, на третьем – подготовка к школе.
Занятия по развивающим играм развивают творческие способности ребёнка, запускают механизм саморазвития для дальнейшей реализации в различных видах деятельности в любой области, помогают ребёнку понять, как думать, как решать нестандартные задачи, как общаться с окружающими людьми и многое другое.
Занятия по подготовке к школе помогут детям развивать и реализовывать свои возможности и переступить порог школы уверенными в своих силах. И всё это не в одиночку, а совместно с другими детьми, с педагогом.
Детям предлагают такие задания , которые помогут развить у них навыки счёта. Научить решать задачи с простыми числами, лучше ориентироваться в пространстве. Большое внимание на занятиях уделяется развитию речи. Ребята знакомятся с русскими народными сказками, которые учат добру.
С особым интересом ребята работают с пластилином, ножницами и цветной бумагой, рисуют красками, занимаются оригами и аппликациями.
Опытные педагогипомогут малышам найти ответы на многие, интересующие их, вопросы. Познакомят ребят с названием времен года и их признаками, с названиями города и страны, в которой он живет. Научат правильно называть виды птиц, рыб, насекомых. Познакомят с названиями диких (лесных) и домашних животных, научат правильно называть их детенышей, дадут представление о грибах и ягодах.
Малышам очень нравятся занятия с театральной деятельностью, каждому хочется побыть мышкой – норушкой, лисой-Патрикеевной и серым волком. Этот вид деятельности помогает ребятам стать более мобильными, раскрепощёнными и креативными. Каждый норовит продемонстрировать свои творческие способности. Даже самые застенчивые малыши не остаются на занятиях без участия, иногда, надев маску, они совершенно по-другому начинают вести себя. Очень часто дети, играя с пальчиковыми куклами, сами начинают сочинять сказку.
Речевые игры и упражнения позволят детям усвоить буквы алфавита, овладеть звуковым и слоговым анализом слов. На занятиях по развитию эмоциональной сферы используются элементы арттерапии, как одной из форм коррекции психического развития ребёнка, изобразительная деятельность. Занятия в группе помогут и научат ребят выражать своё эмоциональное состояние адекватно ситуации, снизить тревожность и повысить самооценку, развить воображение и фантазию.
Основной формой обучения детей по подпрограмме «Букварик» являются занятия, на которых последовательно и в системе дети получают необходимые знания. А так как основным видом деятельности дошкольника считается игра, то и занятия строятся в игровой форме. Детям предлагаются игры с правилами, с готовым содержанием, специально разработанным педагогом. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательным для всех обучаемых.
На занятиях в игровой форме происходит знакомство с алфавитом, ребята учат наизусть несколько небольших стихотворений, скороговорок, чистоговорок, пальчиковых разминок, упражнений по логоритмике, которые в последствии способствуют развитию памяти и расширению словарного запаса и связной речи. Ребята получат первоначальное представление о космосе: звездах, планетах, Солнечной системе, о Луне и Солнце.
Выполняя задания в тетрадях, дети постепенно развивают свои пальчики, учатся правильно держать ручку, карандаш, кисточку, а так же работать ими, обводить пунктирные линии, аккуратно разукрашивать, писать печатные буквы и элементы прописных.
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Физическое состояние детей свидетельствует, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования, путем введения, к примеру, занятий по валеологии, а интегрировано, в процессе образовательной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы информационно-познавательной деятельностью, увеличением числа различного рода дополнительных образовательных услуг. С этой целью была разработана подпрограмма «Школа здоровья» и сборник валеологических занятий «По дороге к доброму здоровью», которые уже успели получить Диплом I степени в Общероссийском конкурсе «Педагогическое мастерство на занятиях в учреждениях ДО».
Программа оздоровительно-педагогических занятий для каждого года обучения состоит из блоков, каждому блоку соответствует графическое изображение.