Урок информатики в 3 классе. Тема: Отличительные признаки объектов
Урок информатики в 3 классе. 1 год обучения.
Тема: Отличительные признаки объектов.
Задачи:
Учить выделять общие и единичные признаки объекта;
Научить определять и называть отличительные признаки объектов; описывать и определять объекты через их признаки, составные части и действия;
Формировать умение описывать конкретный объект, используя собственное имя объекта и его отличительные признаки;
Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственные представления, речь, интерес к предмету;
Воспитывать чувство взаимопомощи;
Формировать навыки самооценки и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, картинки с изображением различных предметов, карточки для индивидуальной работы.
План урока.
Оргмомент. Мобилизующий этап.
Разминка, проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Итог урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Оргмомент. Мобилизующий этап.
- Найдите общее определение к группе имен существительных. (С одним из них слово будет употреблено в прямом значении, с другим – в переносном)
Деревня, тетеря, старушка (глухая)
Воля, дорога, дисциплина (железная)
Клен, малыш, парик (кудрявый)
Пирог, сон, шоколад (сладкий)
2. Разминка. Проверка домашнего задания.
- Отгадайте загадки.
Кулик не велик
Сотням ребят велит:
То сядь да учись,
То встань – разойдись. (Звонок)
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с листочками,
Не человек, а с разумом. (Книга)
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Географическая карта)
Я – сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья.
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей шелковистой ткани я. (А`тлас – атла`с)
- Что помогло вам отгадать загадки? (Указание существенных признаков, действий, сравнений).
Актуализация знаний.
– Какие загадки получились у вас?
- Какая из предложенных загадок показалась наиболее легкой? Почему?
- Какую было сложнее отгадать? Почему?
- Какие чайнворды вам удалось составить? (3 – 4 ученика)
- Как вы составляли свои чайнворды? (Указывали существенные признаки и действия объектов)
4. Объяснение нового материала.
а) - Прочитайте названия объектов. Как можно назвать одним словом? (Животные)
- Каким общим свойством обладают эти объекты?
Бабочка
Жук – носорог
Дельфин
Павлин
Попугай
Лев
- Назовите животных, которые обладают следующим признаком –
«Не живет в воде» «Есть крылья» «Шесть лапок» «Питается нектаром»
бабочка бабочка бабочка бабочка
жук – носорог жук – носорог жук – носорог
павлин павлин
попугай попугай
лев
- Какие общие признаки есть у второй группы объектов? (Среда обитания – живут на суше)
- Назовите общие свойства объектов третьей группы. (Есть крылья)
- Чем отличаются объекты четвертой выделенной нами группы? (Это насекомые, имеют по шесть лапок)
- Почему в последней группе оказалась именно бабочка? (Из всех названных объектов только бабочка обладает указанным признаком)
- Можно сказать, что это отличительный признак бабочки, т. е. то, что отличает этот объект от других объектов из данной группы.
- Назовите отличительные признаки каждого из оставшихся объектов: жук – носорог, дельфин, павлин, попугай, лев. (Рассматриваются и обсуждаются все возможные варианты) Группу одинаковых объектов называют классом. Подумайте, почему вас всех вместе тоже называют классом? (Все объекты имеют общий признак) Как можно назвать наш класс?
- Но каждый объект класса также имеет отличительные признаки. Например, какими отличительными признаками обладают Фёдор, Алина?
- Итак, сегодня на уроке мы будем говорить с вами об общих и отличительных признаках объектов.
б) Работа с карточкой № 1.
- Посмотрите на изображения. Вам нужно вписать в таблицу названия и ответы на вопросы. (Обратите внимание на то, что необходимо указать состав и действия любого объекта данного класса)
- Как можно назвать все объекты класса?
- Что есть у любого из данных объектов?
- Что умеет делать любая из этих птиц?
- Все ли они могут летать?- Может ли этот признак быть общим?
- Заполните таблицы 2 и 3 самостоятельно (работа в парах)
1) 2)
3)
- Назовите общие признаки объектов каждого класса
- Назовите отличительные признаки одного из объектов каждого класса (по выбору, обсудить разные варианты)
Игра «Угадай, кто такой»
Учитель. Я буду называть вам отличительные признаки какого-либо объекта (из числа учащихся 3 «Г» класса), вам нужно отгадать, о ком идет речь.
(Учитель называет существенный признак, которым обладает только один ученик и по которому можно узнать кого-то из учащихся. В одном – двух случаях можно назвать признаки, которыми обладают несколько учащихся, например: «Занимается легкой атлетикой» или «Отличник»)
- Почему не всегда получалось выделить один объект из класса? (Не всегда точно были названы отличительные признаки)
- Как можно безошибочно выделить какого-то ученика класса? (Назвать его по имени, по фамилии, т. е. назвать собственное имя объекта)
- Как назвать всех вместе? (Ученики, школьники, 3 класс, - это общее имя)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель. Если вы услышите имя собственное – поднимите руки над головой, хлопните в ладошки, если – общее имя – присядьте, если свое собственное имя – подпрыгните.
Москва, река, птица, Сидоров Гена, Марина, город, Волга, Россия, страна, Катя,
5. Закрепление изученного.
а) Опишите состав и действия кораблей на рисунке. Дайте им имена и заполните таблицу отличительных признаков. (Таблицы и изображения кораблей на карточках у каждого учащегося или на доске)
СОСТАВ
Что у любого есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что любой может делать?
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЗНАКИ
Вид корабля
под водой
2
- Корабли какого вида изображены на рисунке? (подводная лодка, парусник, теплоход)
- Назовите общие признаки кораблей. (Нос, корма, палуба, иллюминаторы)
- Что может делать любой из этих кораблей? (плыть, причаливать, отчаливать, )
- Почему корабли разные, с какой целью используются эти виды кораблей?
- Назовите отличительные признаки кораблей.
б) Карточка № 2
- У нас в гостях существа с другой планеты. Рассмотрите рисунок. Чем различаются инопланетяне? (Количеством ног, цветом, животами, носами, хвостами) Они и называются по-разному, но как – мы с вами должны догадаться сами. Известно только, что существа желтого цвета – Брюндики.
- Какие еще есть существа?
- Чем отличаются Брюндики от других инопланетян? (желтого цвета, наличие большого живота, три ноги)
- Запишите в таблицу отличительные признаки Брюндиков.
- Как вы думаете, каких существ можно назвать Крюндиками? Почему?
- Чем отличаются Хрюндики от остальных существ?
- Запишите в таблицу отличительные признаки Крюндиков и Хрюндиков самостоятельно. (Работа в парах)
- это
у которого ещё есть
и который ещё может
Брюндик
Крюндик
Хрюндик
- Как дополнить рисунок, чтобы появился дополнительный отличительный признак инопланетян разных групп? (Раскрасить из по-разному)
- Раскрасьте Крюндиков розовым цветом, Хрюндиков – зеленым.
- Названия инопланетян - это имена собственные или общие?
в) Самостоятельная работа. Карточка № 3.
- Посмотрите на существ и скажите, к какой группе инопланетян они относятся? Какие признаки вам это подсказали?
- Дайте каждому из брюндиков имя и опишите их отличия.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЗНАКИ
Число полосок на кепке
Что держит в руках?
6. Итог урока.
- Какое имя называется собственным? Сколько объектов называет?
- Какое имя называется общим? Сколько объектов называет?
- Назовите свое собственное имя.
- Назовите общее имя своего класса, группы
- Что значит найти отличительные признаки объекта?
7. Домашнее задание.
Составить группу (класс) объектов, обладающих общими признаками. Придумать задание для учащихся класса, связанное с выделением конкретного объекта этого класса.
Подобрать или нарисовать иллюстрации, изображающие подобранные вами объекты.
15