Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику И.Г. Семакина, Л.А.Залоговой и др.
Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса
Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах 9, 10, 12 настоящей программы.
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Содержание обучения
9 класс
Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 5 час.(4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения
· программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
9 класс (учебный курс 68 часов)
№ пп
№ урока
Тема урока
УУД, развиваемые на уроке
Кол-во часов
Дата
1. Введение
1ч.
1
1
Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Диагностическая работа
Деятельность:
Презентация, беседа, диагностическая работа
УУД:
Предметные:
Знать и выполнять требования ТБ.
Иметь представление об информации и знаниях.
Личностные, метапредметные:
Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности
1
2. Управление и алгоритмы
6ч.
2
1
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью
Деятельность:
Беседа, составление блок – схем, описание алгоритмов на учебном алгоритмическом язык,
УУД:
Предметные:
Определять механизм прямой и обратной связи
Пользоваться языком блок – схем, понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке
Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя
Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей
Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы
Личностные, метапредметные:
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
Формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
1
3
2
Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель
1
4
3
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
1
5
4
Циклические алгоритмы
1
6
5
Ветвление и последовательная детализация алгоритма
1
7
6
Контрольная работа №1 «Управление и алгоритмы»
1
3. Введение в программирование
21ч.
8
1
Программирование.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных
Деятельность:
беседа, презентация, разработка программ на ПК, практическая работа, контрольная работа, тестирование
УУД:
Предметные:
Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания, об операторах ввода и вывода, об условном операторе, о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений, о программирование циклов с заданным условием продолжения работы, о программирование циклов с заданным условием окончания работы, о программирование циклов с заданным числом повторений, о массиве, его описание и заполнение, вывод, о последовательном поиске в массиве, о сортировке массива,. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива. Уметь записывать вспомогательный алгоритм в языках программирования с помощью подпрограмм. Знать виды подпрограмм (процедура, функция).
Личностные, метапредметные:
Действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение и классификация,
сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
1
9
2
Знакомство с языком Паскаль. Правила записи арифметических выражений на языке Паскаль.
1
10
3
Составление и отладка программ линейных структур.
1
11
4
Разработка линейных алгоритмов.
1
12
5
Составление и отладка программ линейных структур.
1
13
6
Составление и отладка программ линейных структур.
1
14
7
Контрольная работа №2 «Линейные структуры»
1
15
8
Оператор ветвления (краткая и полная форма записи)
1
16
9
Разработка программы на языке Паскаль с использованием основных операторов.
1
17
10
Составление и отладка программ разветвляющихся структур
1
18
11
Логические операции на Паскале. Составление программ ветвления с логическими связками
1
19
12
Программирование ветвлений. Составление программ
1
20
13
Контрольная работа №3 «Оператор ветвления»
1
21
14
Циклы на языке Паскаль.
1
22
15
Разработка программ с использованием цикла с предусловием и постусловием
1
23
16
Алгоритм Евклида. Составление и отладка программ циклических структур
1
24
17
Составление и отладка программ циклических структур
1
25
18
Составление и отладка программ циклических структур
1
26
19
Составление и отладка программ циклических структур
1
27
20
Составление и отладка программ циклических структур
1
28
21
Контрольная работа №4 «Циклические структуры»
1
4. Одномерные массивы
20ч.
29
1
Одномерные массивы в Паскале
1
30
2
Разработка программ обработки одномерных массивов
1
31
3
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве
1
32
4
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
1
33
5
Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов
1
34
6
Сортировка массива
1
35
7
Нахождение в массиве количество пар одинаковых соседних элементов.
1
36
8
Вывод элементов в обратном порядке в строку и в столбец
1
37
9
Нахождение суммы и количества элементов в массиве одномерного массива,
состоящего из n элементов
1
38
10
Найти произведение элементов одномерного массива, состоящего из n элементов
1
39
11
Нахождение среднего арифметического элементов массива, элементы вводятся с клавиатуры.
1
40
12
Нахождение суммы элементов массива с четными номерами, содержащего N элементов.
1
41
13
Нахождение наименьшего номера элемента в массиве, заданного датчиком случайных чисел на интервале
1
42
14
Нахождение в одномерном массиве, состоящем из n целых чисел, количества нулей
1
43
15
Сортировка массива по возрастанию и убыванию
1
44
16
Формирование массива по правилу (по формуле)
1
45
17
Подсчет в массиве четных и нечетных чисел
1
46
18
Нахождение номера отрицательных, положительных и нулевых элементов в массиве
1
47
19
Нахождение количества положительных, отрицательных и равных нулю элементов в массиве и замена их квадратами, модулями (по формулам)
1
48
20
Контрольная работа №5 «Одномерные массивы»
1
5. Информационные технологии и общество
5ч.
49
1
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
50
2
История ЭВМ и ИКТ. История программного обеспечения и ИКТ
51
3
Информационные ресурсы современного общества
52
4
Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность
53
5
Контрольная работа№6 «Информационные технологии и общество»(тест).
Повторение
14ч.
54
1
Количественные параметры информационных объектов (задание №1)
55
2
Значение логического выражения (задание №2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
56
3
Формальные описания реальных процессов и объектов (задание №3)
57
4
Файловая система организации данных (задание №4)
58
5
Формульная зависимость в графическом виде (задание №5)
59
6
Кодирование и декодирование информации (задание №7)
60
7
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке (задания №6, 8, №14, №16)
61
8
Циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке (задания №9, №10)
62
9
Анализирование информации, записанной в виде схем.
63
10
Информационно- коммуникационные технологии, осуществление информации в Интернет (задания 17, 18)
64
11
Поиск в базе данных по заданному условию (задание №16)
65
12
Дискретная форма представления числовой, текстовой, звуковой и графической информации. Скорость передачи информации (задание № 13, №15)
66
13
Практическая работа в БД или ЭТ , программирование (задание 19.С1, 20. С2)
67
14
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
68
15
Обобщающий урок
13PAGE 15
13PAGE 141215