Обработка массива 9 класс
Тема: «Обработка массива»
Цель: освоить способ заполнения массивов; развивать логическое мышление, память, вырабатывать умение анализировать; воспитание культуры общения, умению выслушивать других.
Оборудование: ПОЭВМ, медиапроектор, наглядный материал (презентация.)
Ход урока.
Организационное начало.
1.Приветствие.
- Здравствуйте, дети, садитесь.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать тетради, дневники, ручки.
Повторительно - обучающая работа.
1.Фронтальный устный опрос
-Что такое массив? (МАССИВ – это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин.)
-Назовите формат описания массива на Паскале:
var <имя массива>: array [<нижняя граница индекса .. верхняя граница индекса>] of <тип массива>
-Формат оператора цикла с параметром:
for <параметр цикла> := <начальное значение параметра> to <конечное значение параметра> do <тело цикла>
2. Тест
1 вариант.
1.Для чего производится описание массивов ?А) Чтобы помнить самому сколько ячеек в массивеБ) Чтобы ЭВМ запомнила имя массиваВ) Чтобы ЭВМ зарезервировала память для хранения элементов массиваГ) Чтобы ЭВМ зарезервировала электричество для обработки массиваД) Чтобы самому не забыть использовать массив
2. При определении суммы элементов числового массива нужна следующая строка ...А) S = 1Б) S = 0В) S = 2 Г) S = -1 Д) S = - 2
3. Какая запись является правильной ?А) A : ARRAY [ 1 .. 10 ] real;Б) A : ARRAY [ 10 .. 1 ] of real; В) A : ARAY [ 1 .. 10 ] of real; Г) A : ARRAY [ 1 .. 10 ] Д) A : ARRAY [ 1 .. 10 ] of real;
4. Назначение массивовА) Хранение данныхБ) Сортировка чиселВ) Облегчение записи программыГ) Хранение больших чиселД) Упорядоченное хранение данных5. Дан элемент программы, определить назначение:For i:=1 to 50 do beginIf (a[i]>=0) and (a[i]<10) then writeln(a[i]);End;А) Выводит на экран все элементы массива большие или равные 0Б) увеличивает массив на 50, если они Є[0,10) В) Вводит на экран элементы массива, если они Є(0,10]Г) Выводит на экран элементы массива, если они Є(0,10]Д) Выводит на экран элементы массива, если они Є[0,10)
2 вариант
1.Одномерный массив - это ...А) Множество переменныхБ) Одна большая переменнаяВ) Таблица в один столбец и одну строкуГ) Одно числоД) Таблица в одну строку2. При определении произведения элементов числового массива нужна следующая строка ...А) P = 1Б) P = - 1В) P = 0Г) P = 2Д) P = 53. Что в переводе означает слово ARRAYА) массив положительных чиселБ) символьный массивВ) подпрограммаГ) числовой массивД) массив4. Где и как описываются одномерные массивы ?А) В конце программы оператором VARБ) В начале программы оператором USES CRT;В) В начале программы оператором DIMГ) В начале программы оператором VARД) В начале программы оператором VARR5. Что производит следующий фрагмент программы?
n:=11;
for i:=1 to n do
if a[i] mod 2=0 then k:=k+1;
writeln(k=',k);
1) Находит максимальный элемент и печатает на экране.
2) Находит четный элемент и печатает его на экране.
3) Находит число четных элементов и печатает их число на экране.
Работа по усвоению и осмыслению нового материала
1.Сообщение темы и цели урока
- Откройте свои тетради. На полях запишите число. С красной строки запишите тему урока: «Обработка массива».
(пауза, жду, пока все учащиеся напишут тему в тетради)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиям как: датчик случайных чисел.
2. Подготовка к первичному восприятию нового материала
В языках программирования, как правило, имеется аналог игрального кубика, который позволяет получать случайные числа. Он называется датчиком случайных чисел. Это стандартная функция random (x). С помощью его мы можем организовать заполнение массива.
3.Первичное восприятие нового материала.
Датчик случайных чисел на Паскале
Результатом оператора random (X )будет целое число в диапазоне [0,x]. Например, если X = 50, то в результате можем получить любое целое число от 0 до 50.
Приведем программу, которая демонстрирует работу датчика случайных чисел на Паскале:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
По этой программе на экран выводится десять случайных чисел из диапазона от 0 до 50.
4.Решение задачи
Решим задачу. Массив заполняется случайным набором целых чисел. Нужно определить, сколько раз данное целое число входит в этот массив.
Назовем массив Rand, а число элементов в нем пусть будет равно 20. Искомое число будет вводиться в переменную X.
Алгоритм поиска числа в массиве
На рис. 6.11 приведена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] алгоритма поиска в массиве Rand величины X с подсчетом числа его вхождений в массив в переменной NumberХ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обратите внимание на блок, отображающий цикл с параметром. Он имеет форму вытянутого шестиугольника. В блоке записывается параметр цикла (переменная I), начальное и конечное значения параметра через запятую (:=1, 20).
Переменная NumberХ играет роль счетчика. Вначале ей присваивается ноль. Затем в цикле происходит перебор всех элементов массива, и при каждом выполнении условия равенства к счетчику добавляется единица. Так всегда организуются счетчики в программах! В результате выполнения программы на экран будет выведен один из двух вариантов ответа: либо сообщение, что в массиве нет искомого числа, либо сообщение о том, сколько раз это число присутствует в массиве, если оно там обнаружено.
Программа поиска числа в массиве
Напишем программу на Паскале, содержащую как заполнение массива случайными числами, так и алгоритм, описанный в блок-схеме на рис. 6.11.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В этой программе присутствует еще один новый для нас оператор: Randomize. Это стандартная процедура Паскаля, которая производит установку начального состояния датчика случайных чисел. Дело в том, что без этого оператора функция random при многократном повторении выполнения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всегда будет выдавать одну и ту же последовательность чисел. Процедура Randomize случайным образом устанавливает начальное состояние датчика. Поэтому при повторном выполнении программы будут получаться разные наборы случайных чисел.
ІV. Работа по выработке практических умений и навыков
Анализ результатов.
Посмотрите на результаты выполнения этой программы. Первое выполнение:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Жирным шрифтом обозначено вводимое с клавиатуры значение. Все остальные символы выводятся на экран по программе. Второе выполнение программы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с учебником
- Наша с вами задача разобрана на странице 234.
- Давайте с вами найдем в учебнике, для чего предназначена процедура Randomize? (случайным образом устанавливает начальное состояние датчика. Поэтому при повторном выполнении программы будут получаться разные наборы случайных чисел).
3. Практическая работа.
- А сейчас вы присядете за компьютеры и нашу задачу наберете в Pascal.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задавание на дом.
§43, вопрос 2, 3
Итог урока.
- Какая функция в Паскаль позволяет вводить случайные числа? (random(x))
- Чем будет являться X? (случайное число в диапазоне [0,X])
Рисунок 7
Блок-схема алгоритмаРисунок 9Блок-схема алгоритма"Блок-схема алгоритма"Рисунок 10
Результаты выполнения программыРисунок 11Результаты выполнения программы"Результаты выполнения программы"15