Урок по информатике Создание коллажа

Предмет: Компьютерная геометрия и графика.
Тема урока: Создание коллажа
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: познакомить учащихся с основными правилами и приемами по созданию коллажа в программе Photohsop, научить учащихся реализовывать разработанный алгоритм работы для создания собственного коллажа, продолжить формирование навыков работы в графическом редакторе Photohsop.
Задачи урока:
1. научить создавать коллажи в графическом редакторе, проконтролировать степень овладения основными инструментами программы, способствовать овладению учащимися большими навыками работы, познакомить с возможностями обработки графического изображения программой Photohsop.
2. способствовать формированию рациональности, умения рассуждать по аналогии, самостоятельности в решении задач, умения устанавливать взаимосвязи, анализировать полученные результаты.
3. способствовать формированию настойчивости и инициативности, внимания, воспитания потребности в использовании вычислительной техники как инструмента в решении повседневных задач практического применения.
Межпредметные связи: мультимедиа технологии, операционные системы и системное обеспечение, информатика.
Материально- техническое оснащение: проектор, карточки-задания, лист-самоконтроля, персональный компьютер
Методы обучения: метод проблемной беседы, репродуктивные методы, сравнение, аналогия, обобщение.






Структура урока

Элемент занятия
1
2
3
4
5
6
7

Время (мин)
3
18
5
20
25
6
3


Ход урока


Структурные этапы урока
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Организационная часть, сообщение темы, цели занятия
Настроить учащихся на учебную деятельность
Осуществляет контроль подготовки учащихся к занятию, формулирует тему урока и цель занятия, создает рабочую обстановку на уроке
Прослушивают информацию

2.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Проверить знания по графическому редактору
Задает вопросы, корректирует ответы учащихся, следит за работой
Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют задания

3.
Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы
Активизирует мыслительную деятельность учащихся
Формулирует проблему: создание коллажа
Заслушивают проблему, выдвигают гипотезу

4.
Объяснение нового материала
Воспитывать потребность в познании новых знаний и умений
Объясняет новый материл с использованием слайдов
Слушают преподавателя

5.
Первичное закрепление
Умение работать с практической работой, следовать алгоритму разработки кллажа
Следит за ходом выполнения задания, корректирует работу учащихся, контролирует ход выполнения задания, его правильность
Выполняют задание самостоятельно по инструкции, под руководством преподавателя

6.
Проверка усвоения знаний, умений
Следит за ходом работы
Проверка полученных результатов
Демонстрируют выполненные работы

7.
Подведение итогов занятия
Определение достижения уроком намеченной цели
Выставляет оценки, выдает задание на дом
Получают домашнее задание



Организационная часть, сообщение темы, цели занятия
Сегодня мы продолжим работать в графическом редакторе, познакомимся с понятием коллаж в графике и возможностями программы по созданию коллажа. Но перед тем как перейти к новому для виду работ, мы должны с вами актуализировать знания и умения работы в графическом редакторе.
2,3 Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

Перед вами на столах расположены листы с заданиями. Задания первого блока позволят определить уровень усвоения вами основных компонентов программы Photoshop.
Элементы окна программы:
Назовите элементы окна программы Photoshop

Назовите инструмент и какие действия выполняются при выборе инструмента.


- прямоугольное выделение, выделяет прямоугольную область


- лассо, выделение фрагмента "от руки"


- волшебная палочка, выделение пикселей с подобными цветами


- обрезка изображения, обрезает по прямому углу.


- градиент, заливает области градиентом цветов


-размытие, делает изображение размытым


-осветитель, изменение насыщенности


-рука, двигает изображение в окне


-масштаб, увеличение и уменьшение изображения

















Верны ли утверждения

Вам предлагается выслушать 10 высказываний, вы должны определить, верны ли они. Перед вами расположены стикеры двух цветов: зеленый цвет-цвет согласия, красный цвет-возражения. Если высказывание верно в лист ответа, который расположен перед вами вы клеите зеленый стикер, если нет, то красный

Базовая цветовая модель компьютерного дизайна, состоящая из 3 цветовых каналов- RGB (да)

Gif - формат рабочего файла растрового изображения в программе Photoshop (нет)

Режим «быстрой маски» используется для трафаретного выделения части изображения с последующим ее редактированием (да)

Фон – самый нижний в палитре слоев, исходное изображение (да)

Пикселизация-недостаток векторной графики (нет)

Часть изображения можно выделить с помощью инструментов: прямоугольное выделение, круговое выделение , лассо, многоугольное лассо, магнитное лассо (да)

Временная шкала один из основных элементов интерфейса программы Photoshop (нет)

Программа Photoshop записывает историю всех совершенных операций и позволяет вернуться на произвольное количество шагов назад (в зависимости от настроек) либо полностью восстановить изображение в первоначальном виде. (да)

На палитре Color (Цвет) отображены значения текущих цветов переднего и заднего плана, которые нельзя отредактировать перемещением ползунков соответствующих компонентов цветовой модели (нет).

Инструмент «волшебная палочка» предназначена для выделения области с одинаковыми или подобными по цвету пикселями (да)


Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы
На предыдущих уроках мы с вами в графическом редакторе работали с палитрой инструментов, слоями, применяли некоторые эффекты рисования и фильтры к изображению, работали с текстом. Эти полученные знания, умения позволят нам перейти к изучению следующей возможности программы, а именно к выполнению коллажа. Тема сегодняшнего занятия: «Создание коллажа».
Объяснение нового материала

Коллаж (от французского collage-наклеивание)- технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов,
Коллаж начали использовать еще в Древнем Китае. В искусство коллаж был введен художниками кубистами. На этом этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев, наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п.
Считается, что первыми в искусстве живописи технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах.
Фотоколлаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной изображении.
Существует два вида коллажа: конкретный, абстрактный.
Конкретный-когда есть конкретика, четкое понимание того, что изображено на рисунке.
Абстрактному, соответствует стиль сюрреализма, не понятно, что изображено, но смотрится красиво.
Основа создания коллажа: в основе создания коллажа лежит работа со слоями, в процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности.
Техники коллажа: мозаика и пазла.
Пазл-соединение единой картинки с помощью множества мелких картин, схожих по мотивам или текстуре внутри фотографии.
Мозаика- соединение нескольких сюжетов в единую комбинацию.
Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое. Одним из первых коллажей является работа Оскара Рустава Рейландера «Два образа жизни». Композиция 16 различных фотографий, из которых путем редактирования и наложения создается впечатление единого пейзажа.
Мало просто слепить несколько объектов вместе. Нужно сделать так, чтобы они словно "жили в одном мире", были объединены одной атмосферой, подчинялись единой композиции и смыслу. Что же касается технической стороны, то нужно не забывать, что объекты должны иметь определенную перспективу, разный размер в зависимости от того удален объект, или, напротив, находится близко к зрителю, каждый объект должен иметь тень, которая может преломляться и искажаться, падая на другие объекты коллажа, кроме того, все объекты имеют определенный цвет
При изготовление коллажа самым трудным является подбор цветов и яркости, определение масштаба отдельных частей и их выравнивание в изображении. Самое незначительное противоречие быстро распознается глазом наблюдателя и разоблачает монтаж.
Однако, сложность и кропотливость в производстве нисколько не уменьшает распространения этого вида редактирования изображений. Существует очень много дизайнеров, которые занимаются только разработкой коллажей. В 2006 году был создан сайт для всех любителей программы Adobe Photoshop  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сегодня более 40 000 людей каждый день посещают его с целью повышения своего мастерства.
Среди посетителей сайта регулярно проводятся конкурсы, суть которых чаще всего сводится к созданию коллажа на заданную тему. Одним из профессионалов в области создания коллажей, неоднократный победитель и призер конкурсов сайта «Фотошоп-мастер» Елена Виноградова. Ею разработан программный курс «Мастерство создания коллажей»







Хочу представить вашему вниманию несколько работ из данного курса и дать краткий алгоритм выполнения работ.

Работа «Дюймовочка»
шаг 1 - создание основы
Корректировка текстуры воды по цвету и контрасту, чтобы водная поверхность соответствовала идее.

шаг 2 - создание неба
Создание сказочного звездного неба из нескольких отдельных текстур с использованием различных режимов смешивания и корректирующих слоев.

шаг 3 - добавление девочки и цветка
Достигается эффект девочки, сидящей внутри цветка при помощи маски слоя

шаг 4 – корректировка цвета
Создание правильного цветового баланса с помощью корректирующих слоев и масок и добавление оттенков на объектах.

шаг 5 – добавление тени
Изображение тени на объектах для придания большего реализма

шаг 6 - создание отражения в воде
Использование «карты смещения».

шаг 7 - создание свечения и финальная коррекция
Придание работе волшебное настроение, настройка кисти для создания волшебного свечения









2 Работа: Гриб-домик
шаг 1 - подготовка фона
Подготовка фоновой фотографии для дальнейшей работы, избавление от дефектов фотографии и корректировка ее по цвету и контрастности

шаг 2 - добавление гриба, коррекция гриба
С помощью цветового баланса и уровней добиваются, что составное изображение будет выглядеть идеально

шаг 3 - добавление травы и двери
Создание эффекта того, что объект стоит на поверхности, в данном случае на траве

шаг 4 - Добавление окна, трубы, деталей
С помощью функции "цветовой тон/насыщенность" и масок подбираются цветовые решения для отдельных элементов коллажа, редактирование деталей

шаг 5 - добавление улитки, общая коррекция работы
Добавление дополнительной цветокоррекции всему изображению и добавление рефлексов, а также солнечного настроения с помощью цветового фильтра

















Полный процесс создания коллажа: эскиз, фотосъемка, обработка (показ видео)
Посмотрите интригующий процесс создания коллажа, включающего 123 слоя. Все фотографии и иллюстрации сделаны автором Эриком Йохансоном. Этот процесс во многом соответствует тому, как это делается в профессиональной рекламной съемке.
Сначала создается приблизительный эскиз иллюстрации. Потом более детальный, чтобы определить все составные части будущего коллажа. Далее выбираются места и условия для съемки. Производится сама съемка. .После фотографии, отбираются самые лучшие кадры. Далее вырезаются и подготавливаются необходимые части. Сначала собирается общая композиция. Начиная с дальнего плана. Потом создается основной объект на переднем плане. После прорабатываются все детали. 


В настоящее время коллажи получили свое широкое применение в артдизайне, (арт-дизайна – это демонстрационно-выставочные экспонаты), печатной продукции, постеры, как фоновые изображения для слайдов и многом другом.



















Рисунок 55