Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Тема урока: Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Класс: 9
Урок: 23 (Глава 3 «Кодирование и обработка текстовой информации», в теме урок №7)
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цели урока:
Познакомить с возможностями текстового редактора при оформлении документа.
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, информационной компетентности
Проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.
Завершение проекта «Календарь», оценивание
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.
Образовательная – познакомить учащихся с различными возможностями оформления текстового документа в текстовом редакторе, умению редактировать и форматировать таблицы, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму
Развивающая – развитие умения и навыков работы с текстовым редактором MSWord.
Оборудование:
Компьютерный класс, оснащенный лицензированной техникой и лицензированным оборудованием.
Мультимедийный проектор
Презентация к уроку
Проверочные тесты
Шаблоны ответов
Критерии оценивания
Листы самооценки работы в группе
План урока:
Организационный момент – 1 мин
Актуализация знаний – 5 мин
Мотивация и целеполагание – 5 мин
Изучение нового материала – 10 мин
Практическая работа – 10 мин
Подведение итогов, оценивание проекта – 6 мин
Рефлексия – 2 мин
Домашнее задание – 1 мин
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
Приветствие
Актуализация знаний
Какую тему изучаем на последних уроках?
Что мы умеем делать в текстовом редакторе?
Давайте выполним проверочный тест. Время выполнения 3 мин. Ответы заносите в шаблон ответов.
Слайд 1. Взаимопроверка теста. За каждый правильный ответ – 1 балл. Поставьте полученные баллы.
Текстовую информацию, текстовый процессор
Создавать текстовый документ, редактировать, форматировать, вставлять объекты, сохранять
Учащиеся выполняют тест.
Учащиеся меняются ответами и проводят проверку и подсчет баллов.
Мотивация и целеполагание
Слайд 2. Рассмотрите следующий набор фактов.
Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:
Кто передвигается на двух ногах?
У кого глаза не горят?
Кто ловит мышей и ведет ночной образ жизни?
Поиск ответов займет достаточно много времени
Слайд 3. А теперь посмотрите на таблицу, в которой представлена та же самая информация. Скажите, что в ней обозначают знаки «+» и «-»?
Найдите ответы, используя таблицу на следующие вопросы:
Кто ловит мышей?
Кто ведет ночной образ жизни?
Кто длинное и имеет горящие глаза?
Сколько времени вы потратили на поиски ответов в таблице по сравнению с текстом?
Сделайте вывод.
А где вы еще встречались с текстовой информацией, представленной в виде таблицы?
Какой вывод можно сделать?
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?
Слайд 4. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.
Какую цель можно поставить при изучении данной темы?
Учащиеся читают факты и ищут ответы на вопросы. Отвечают.
Знак «+» свойство присутствует, знак «-» - отсутствует.
Учащиеся отвечают.
Намного меньше
Таблица – наиболее удобная форма для представления однотипной информации.
Учащиеся отвечают: в магазине – список товаров и цен, меню в столовой, оценки в журнале, таблица умножения, таблица Менделеева и т.д.
В жизни очень часто встречается информация в виде таблиц.
Таблицы.
Записывают число и тему урока
Узнать, как создавать таблицы, как их редактировать, форматировать, какие таблицы существуют и т.д.
Изучение нового материала
Над чем мы работаем на уроках информатики при изучении данной темы?
Что вы уже сделали в проекте?
Что нам осталось сделать?
Как лучше и удобнее это реализовать?
Давайте познакомимся, как работать с таблицами в текстовом редакторе.
Слайд 5. Чтобы вставить таблицу, необходимо выбрать команду Вставка – Таблица. Существует 3 способа создания таблицы:
С помощью шаблона
Команда «Вставка таблицы»
Команда «Нарисовать таблицу»
Чем редактирование отличается от форматирования?
Что можно редактировать в таблице?
Слайд 6. Редактирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Макет и включает в себя следующие команды: удаление строк и столбцов, вставка строк и столбцов, объединение ячеек и разбиение.
Слайд 7. Форматирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Конструктор и включает в себя такие команды, как стиль таблицы, заливка ячейки или всей таблицы, толщина и цвет пера, а также выравнивание и направление текста (команда Работа с таблицами – Макет)
Слайд 8. Существуют два вида таблиц: простые и сложные. Посмотрите внимательно и скажите в чем отличие?
Рассказать о видах простых таблиц: объекты – свойства и объекты – объекты; сложных: объекты – объекты – много, объекты – свойства – объекты.
Как вы думаете, какую таблицу удобнее использовать в календаре?
Создаем проект «Календарь»
Создали страницы, подобрали фон, рамку, вставили изображение и стихотворение. Разработали критерии оценивания.
Вставить числа и дни недели в каждом месяце
С помощью таблицы.
Учащиеся слушают и по мере необходимости, делают записи в тетради
Редактирование – исправление ошибок, форматирование – изменение внешнего вида
Число строк, столбцов, ячеек
В сложных таблицах объединены или строки или столбцы
Простую, нам описывать дни недели и числа.
Практическая работа
Сегодня вы доделаете свой календарь и оцените его по критериям. Давайте повторим технику безопасности при работе за компьютером.
Вы поделились на группы и распределили, кто из вас какой месяц делает. Пока один работает за компьютером, другой выполняет дополнительное задание. В задании необходимо преобразовать текстовую информацию в табличную форму. Вам предложено два уровня: базовый – 2 балла, повышенный – 4 балла. Уровень выбирайте сами. Баллы мы добавим к общей сумме за календарь и за тест. Пройдите за свои рабочие места.
Учащиеся отвечают
Одна группа учащихся проходят за рабочие места и начинает выполнять задание
Вторая группа работает за партами.
Потом группы меняются местами
Подведение итогов урока, оценивание проекта
Время вышло, садимся все за парты, берем лист с критериями оценивания и выставляем баллы.
Слайд 9. На прошлых занятиях вы договорились, что за каждый критерий - 1 балл, а за последний (общее впечатление) – 5 баллов. Посмотрите еще раз на критерии и на перевод своих баллов в оценку.
Учитель демонстрирует через проектор страницы календаря (по сети)
Все ли выполнили дополнительное задание? Были ли затруднения?
Напоминаю, что общая оценка будет состоять из суммы баллов за тест, дополнительное задание и баллы за календарь
Учащиеся садятся на места, берут лист с критериями оценивания.
Учащиеся смотрят страницы календаря и оценивают каждый месяц.
Учащиеся отвечают
Рефлексия
Слайд 10.
Скажите, что получилось, что не получилось, почему?
Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни?
Что для вас было сложным при выполнении мини-проекта?
На столах у вас лежат листы самооценки работы в группе. Заполните их.
Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение
Учащиеся заполняют листы самооценки
Домашнее задание
Слайд 11.
Творческое задание: составить таблицу расписания своего класса на неделю:
В виде простой таблицы + оформление
ИЛИ
В виде сложной таблицы + оформление
Спасибо за сотрудничество, урок окончен, до свидания!
Учащиеся записывают домашнее задание
Прощаются с учителем, собирают вещи и сдают листы с оцениванием
15