Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Тема урока: Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Класс: 9
Урок: 23 (Глава 3 «Кодирование и обработка текстовой информации», в теме урок №7)
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цели урока:
Познакомить с возможностями текстового редактора при оформлении документа.
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, информационной компетентности
Проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.
Завершение проекта «Календарь», оценивание
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.
Образовательная – познакомить учащихся с различными возможностями оформления текстового документа в текстовом редакторе, умению редактировать и форматировать таблицы, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму
Развивающая – развитие умения и навыков работы с текстовым редактором MSWord.
Оборудование:
Компьютерный класс, оснащенный лицензированной техникой и лицензированным оборудованием.
Мультимедийный проектор
Презентация к уроку
Проверочные тесты
Шаблоны ответов
Критерии оценивания
Листы самооценки работы в группе

План урока:
Организационный момент – 1 мин
Актуализация знаний – 5 мин
Мотивация и целеполагание – 5 мин
Изучение нового материала – 10 мин
Практическая работа – 10 мин
Подведение итогов, оценивание проекта – 6 мин
Рефлексия – 2 мин
Домашнее задание – 1 мин

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
Приветствие

Актуализация знаний
Какую тему изучаем на последних уроках?

Что мы умеем делать в текстовом редакторе?


Давайте выполним проверочный тест. Время выполнения 3 мин. Ответы заносите в шаблон ответов.

Слайд 1. Взаимопроверка теста. За каждый правильный ответ – 1 балл. Поставьте полученные баллы.
Текстовую информацию, текстовый процессор

Создавать текстовый документ, редактировать, форматировать, вставлять объекты, сохранять

Учащиеся выполняют тест.



Учащиеся меняются ответами и проводят проверку и подсчет баллов.



Мотивация и целеполагание
Слайд 2. Рассмотрите следующий набор фактов.
Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:
Кто передвигается на двух ногах?
У кого глаза не горят?
Кто ловит мышей и ведет ночной образ жизни?
Поиск ответов займет достаточно много времени
Слайд 3. А теперь посмотрите на таблицу, в которой представлена та же самая информация. Скажите, что в ней обозначают знаки «+» и «-»?
Найдите ответы, используя таблицу на следующие вопросы:
Кто ловит мышей?
Кто ведет ночной образ жизни?
Кто длинное и имеет горящие глаза?
Сколько времени вы потратили на поиски ответов в таблице по сравнению с текстом?
Сделайте вывод.

А где вы еще встречались с текстовой информацией, представленной в виде таблицы?
Какой вывод можно сделать?
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?
Слайд 4. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.
Какую цель можно поставить при изучении данной темы?
Учащиеся читают факты и ищут ответы на вопросы. Отвечают.








Знак «+» свойство присутствует, знак «-» - отсутствует.



Учащиеся отвечают.






Намного меньше


Таблица – наиболее удобная форма для представления однотипной информации.


Учащиеся отвечают: в магазине – список товаров и цен, меню в столовой, оценки в журнале, таблица умножения, таблица Менделеева и т.д.
В жизни очень часто встречается информация в виде таблиц.
Таблицы.

Записывают число и тему урока


Узнать, как создавать таблицы, как их редактировать, форматировать, какие таблицы существуют и т.д.

Изучение нового материала
Над чем мы работаем на уроках информатики при изучении данной темы?

Что вы уже сделали в проекте?



Что нам осталось сделать?

Как лучше и удобнее это реализовать?

Давайте познакомимся, как работать с таблицами в текстовом редакторе.
Слайд 5. Чтобы вставить таблицу, необходимо выбрать команду Вставка – Таблица. Существует 3 способа создания таблицы:
С помощью шаблона
Команда «Вставка таблицы»
Команда «Нарисовать таблицу»

Чем редактирование отличается от форматирования?

Что можно редактировать в таблице?

Слайд 6. Редактирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Макет и включает в себя следующие команды: удаление строк и столбцов, вставка строк и столбцов, объединение ячеек и разбиение.

Слайд 7. Форматирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Конструктор и включает в себя такие команды, как стиль таблицы, заливка ячейки или всей таблицы, толщина и цвет пера, а также выравнивание и направление текста (команда Работа с таблицами – Макет)

Слайд 8. Существуют два вида таблиц: простые и сложные. Посмотрите внимательно и скажите в чем отличие?

Рассказать о видах простых таблиц: объекты – свойства и объекты – объекты; сложных: объекты – объекты – много, объекты – свойства – объекты.

Как вы думаете, какую таблицу удобнее использовать в календаре?
Создаем проект «Календарь»


Создали страницы, подобрали фон, рамку, вставили изображение и стихотворение. Разработали критерии оценивания.

Вставить числа и дни недели в каждом месяце

С помощью таблицы.

Учащиеся слушают и по мере необходимости, делают записи в тетради







Редактирование – исправление ошибок, форматирование – изменение внешнего вида

Число строк, столбцов, ячеек














В сложных таблицах объединены или строки или столбцы






Простую, нам описывать дни недели и числа.


Практическая работа
Сегодня вы доделаете свой календарь и оцените его по критериям. Давайте повторим технику безопасности при работе за компьютером.

Вы поделились на группы и распределили, кто из вас какой месяц делает. Пока один работает за компьютером, другой выполняет дополнительное задание. В задании необходимо преобразовать текстовую информацию в табличную форму. Вам предложено два уровня: базовый – 2 балла, повышенный – 4 балла. Уровень выбирайте сами. Баллы мы добавим к общей сумме за календарь и за тест. Пройдите за свои рабочие места.
Учащиеся отвечают



Одна группа учащихся проходят за рабочие места и начинает выполнять задание
Вторая группа работает за партами.
Потом группы меняются местами


Подведение итогов урока, оценивание проекта
Время вышло, садимся все за парты, берем лист с критериями оценивания и выставляем баллы.
Слайд 9. На прошлых занятиях вы договорились, что за каждый критерий - 1 балл, а за последний (общее впечатление) – 5 баллов. Посмотрите еще раз на критерии и на перевод своих баллов в оценку.

Учитель демонстрирует через проектор страницы календаря (по сети)

Все ли выполнили дополнительное задание? Были ли затруднения?

Напоминаю, что общая оценка будет состоять из суммы баллов за тест, дополнительное задание и баллы за календарь
Учащиеся садятся на места, берут лист с критериями оценивания.





Учащиеся смотрят страницы календаря и оценивают каждый месяц.

Учащиеся отвечают

Рефлексия
Слайд 10.
Скажите, что получилось, что не получилось, почему?
Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни?
Что для вас было сложным при выполнении мини-проекта?

На столах у вас лежат листы самооценки работы в группе. Заполните их.
Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение







Учащиеся заполняют листы самооценки

Домашнее задание
Слайд 11.
Творческое задание: составить таблицу расписания своего класса на неделю:
В виде простой таблицы + оформление
ИЛИ
В виде сложной таблицы + оформление

Спасибо за сотрудничество, урок окончен, до свидания!
Учащиеся записывают домашнее задание






Прощаются с учителем, собирают вещи и сдают листы с оцениванием
















15