Технологическая карта урока по физике по теме Короткое замыкание. Предохранители.
Урок 4.Технологическая карта конструирования
интерактивного урока Короткое замыкание. Предохранители.
Тема урока
Интерактивный урок по теме Короткое замыкание. Предохранители.
Актуальность использования активных (ИМО) -Наглядность и экономия времени за счет заранее подготовленного материала.
-Эффектное и занимательное разнообразие форм урока.
-Зрительное восприятие способствует лучшему усвоению материала и разнообразит урок.
Цели урока Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, глубокое усвоение понятия короткое замыкание.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
развитие логического мышления, умения анализировать, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать, расширение кругозора.
изучить понятие короткое замыкание и причины его возникновения; понятие предохранитель, закрепить навыки чтения схем и сборки электрических цепей; развитие познавательного интереса к предмету, способности к сотрудничеству;
Формируемые компетенции -Учебно-познавательная
-Коммуникативная
-Информационная
Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентации в MS Power Point, ресурсы Интернет; универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска), печатные текстовые материалы для работы на уроке
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1 Инициация
Цель активизировать учеников к познавательной деятельности, выявить уровень знаний, повторить изученные ранее темы, проверить домашнее задание.
Длительность этапа 5мин
Активный метод обучения (прием, способ, техника) Метод актуализации знаний «Своя опора»
Подробное описание АМО (приема, способа, техники) учитель называет основные физические величины по теме (сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность тока и т.п.). Задача учащихся поднять опорную карточку с обозначением названной физической величины. Учитель просит составить формулу для вычисления названной физической величины. Задача учащихся выложить правильно на парте формулу из опорных карточек.
учитель просит командированных от групп (группы сформированы по рядам) представить решение творческого д/з (дорисовать схему), которое учащиеся получили на прошлом уроке и в ходе обсуждения должны найти совместное решение. Задача командированного визуализировать результат работы группы на слайде.
Варианты/примечания: учитель может спросить единицу измерения данной физической величины (учащиеся по своим опорным карточкам быстро ориентируются). Регулярное применение опорных карточек способствует быстрейшему визуальному запоминанию учащимися обозначений физвеличин, единиц их измерения и формул, связывающих эти величины.
Форма организации деятельности учащихся Коллективная: приветствуют учителя; работают с опорными карточками; работают с компьютерной презентацией.
Функции и основные виды деятельности преподавателя Организационная, приветствует учеников; дает настрой на урок; проводит контроль и коррекцию знаний учащихся;
ЭТАП 2 Формирование ожиданий учеников
Цель Активизировать знания и сконцентрировать внимание учащихся на целях урока.
Длительность этапа 3 мин.
Активный метод обучения (прием, способ, техника) Метод выяснения ожиданий «Весы»
Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Цель: выявить ожидания обучающихся на уроке
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: весы Беранже или рычажные весы, небольшие листки бумаги одинакового размера и одинакового материала, т.е. равной массы.
Проведение: Учитель предлагает учащимся написать на листках, чего они ждут на уроке. В конце занятия учащиеся кладут листки со сбывшимися ожиданиями на правую чашу весов, а с несбывшимися – на левую.
Оценка результата урока: цели считаются достигнутыми, если перевесит правая чаша весов.
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная работа учащихся
Функции и основные виды деятельности преподавателя Учитель предлагает учащимся на листках написать, чего они ждут на уроке. Листки остаются у учащихся. В конце урока учащиеся кладут листки со сбывшимися ожиданиями на правую чашу весов, а с несбывшимися – на левую.
ЭТАП 3 Вхождение или погружение в тему
Цели заинтересовать ученика к изучению темы через демонстрационный эксперимент, содержащий удивительный факт.
Длительность этапа 5мин.
Активный метод обучения (прием, способ, техника) «Отсроченная отгадка»
Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Необходимые материалы: 2 лампы на 100 и 60 ВТ, источник питания, ключ, соединительные провода, слайд.
Проведение: учитель предлагает учащимся задачу: Вася решил подключить дополнительную розетку, чтобы по вечерам, когда будет делать уроки, включать еще одну настольную лампу (чтобы лучше было видно). Схему нарисовал лампочки нашел подходящие. Все подключил, зажигает свет – и… Что бы вы думали? Учащиеся высказывают свое мнение (какая лампочка будет гореть ярче). После всех предположений учитель показывает с помощью демонстрационного оборудования как загорятся лампочки. Срабатывает эффект удивительного факта, лампочка мощностью 60 Вт горит ярче лампочки мощностью 100 Вт. Учитель и ученики обсуждают этот эффект, учитывая последовательное соединение ламп. Количественный ответ на вопрос: почему же так получается, ученики должны получить дома, применив необходимые формулы для расчета силы тока, сопротивления и мощности.
Вопрос: как лучше подключить Васе лампы, чтобы они горели ярче? Ученики должны прийти к выводу: параллельно. Вопрос: Сколько ламп (или других электроприборов) можно подключить параллельно в одну розетку? После предположений учеников, ставиться цель: выяснить, как влияет параллельное подключение нескольких приборов в цепь на сопротивление цепи, на нагревание проводников; к чему может привести бесконтрольное подключение в одну розетку множества электроприборов.
Форма организации деятельности учащихся участвуют в обсуждении задачи, выдвигают гипотезы, наблюдают эксперимент, участвуют в дискуссии, осознают цель урока.
Функции и основные виды деятельности преподавателя включает учащихся в активную познавательную деятельность через демонстрационную задачу, мотивирует учащихся, ставит цели;
ЭТАП 4 Интерактивная лекция
Цели добиться глубокого усвоения понятия короткое замыкание через совместную деятельность всех участников проблемно-исследовательским методом.
Длительность этапа 20мин.
Активный метод обучения (прием, способ, техника) «Командная работа , Блиц опрос »Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Необходимые материалы: презентация, технологические карты, лабораторное оборудование (источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, 2 лампы, нагрузочный резистор Rн, резистор R1 сопротивлением 10 ОМ, реостат, соединительные провода).Проведение: учитель начинает интерактивную лекцию с показа на слайдах события 5-летней давности – пожара во Владивостоке и подводит учащихся к понятию короткого замыкания. Затем предлагает исследовать причину короткого замыкания в группах по 2 человека. Учащиеся с помощью технологических карт под управлением учителя проводят исследование. Результаты эксперимента заносят в таблицу наблюдения и визуализируют на слайде маркером.
Затем учитель подводит учеников к понятию плавкий предохранитель и его роли, используя слайды.
Примечания: результаты получаются ошеломительными для учащихся. Оценка на ощупь и расчеты приводят учеников к выводу: одной из причин короткого замыкания является перегрузка электроцепи, а ее перегрев приводит к возгоранию.
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная и коллективная деятельность: включаются в беседу, посредством эксперимента в группах осознанно делают выводы и приходят к пониманию понятий короткое замыкание и предохранитель.
Функции и основные виды деятельности преподавателя Обучающая: объясняет новый материал, используя визуальные образы, включая в беседу учащихся, координирует работу групп, консультирует, контролирует ход эксперимента, визуализирует результаты;
ЭТАП 5 Эмоциональная разрядка (Физическая разминка)
Цели Снятие физического напряжения.
Длительность этапа 2 мин.
Активный метод обучения (прием, способ, техника) «Разряд»Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Представьте, что ваши пальчики – лепестки султанов, а вы – электрофорная машина. Когда машина разделяет заряд, она жужжит. Подключаем султаны к одному полюсу (ученики по примеру учителя соединяют кончики пальцев). Что происходит при зарядке? (султаны отталкиваются) Заряд! (дети жужжат и разводят пальцы в разные стороны). Отлично! Стряхнули заряд (все трясут ладошками). Подключаем султаны к разноименным полюсам. Что с ними произойдет при зарядке? (притянутся). Заряд! (ученики жужжат и соединяют пальцы рук). По команде: Разряд! Все хлопают в ладоши и стряхивают их.
Примечание: после разминки ребята рассаживаются по группам
Форма организации деятельности учащихся выполняют упражнения разминки
Функции и основные виды деятельности преподавателя Координатор действий: проводит разминку посредством показа упражнений и беседы;
ЭТАП 6 Проработка содержания темы
Цели обсудить, проанализировать и решить задачу по теме в группе, представить результат перед одноклассниками.
Длительность этапа 7мин.
Активный метод обучения (прием, способ, техника) «Ставка»
Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Необходимые материалы: карточки-задания для групп, слайды.
Проведение: учитель напоминает ученикам правила работы в группе и раздает разноуровневые задания. Ученики сообща выполняют задания и представляют результаты перед одноклассниками визуализируя их на слайдах или мелом на доске (в зависимости от задания). Другие группы могут оспорить результат или признать его правильным. Учитель не вмешивается в работу групп, проходит по классу, наблюдает за работой, за 1 минуту до окончания работы, предупреждает группы об этом.
Форма организации деятельности учащихся Эвристическая беседа. анализируют полученную на уроке информацию и применяют ее для решения поставленных задач, подбирают наиболее эффективный способ решения, выступают перед одноклассниками с результатами, участвуют в обсуждении работы других групп.
Функции и основные виды деятельности преподавателя контролирует, корректирует, оказывает помощь при необходимости, оказывает моральную поддержку, подбадривает, организовывает проверку.
ЭТАП 7 Подведение итогов, Рефлексия.
Цели оценить свою активность и качество работы на уроке как индивидуально, так и в группе; сопоставить результаты собственной деятельности с целями урока.
Длительность этапа 3 минут
Активный метод обучения (прием, способ, техника) «Гирлянда»
Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Необходимый материал: ватман, заготовки лампочек красного, желтого и белого цвета, презентация.
Проведение: каждый ученик анализирует урок, оценивает свою активность и результативность работы в группе, выбирает одну из трех лампочек: Красная лампочка – все на уроке было понятно, успел выполнить все задания, доволен своей работой в группе, урок в целом удался;
Желтая лампочка – большая часть нового материала понятна, выполнил практически все задания, работа в группе не доставила особых проблем. Был непонятен 1 – 2 момента.
Белая лампочка – много непонятно, с большинством заданий не справился, работой в группе не доволен, урок в целом не понравился. Лампочки прикрепляются к ватману (в прорези) и имитируют гирлянду.
Примечание: цвет гирлянды наглядно демонстрирует итог урока.
Форма организации деятельности учащихся проводят самооценку, собирают гирлянду.
Функции и основные виды деятельности преподавателя объясняет условия проведения рефлексии, фиксирует пояснения на слайде;
благодарит учеников за хорошую работу на уроке.
Этап 8. Домашнее задание
Цели Разъяснить домашнее задание
Длительность этапа 2минута
Форма организации деятельности учащихся Записывают домашнее задание.
Функции и основные виды деятельности преподавателя Поясняют домашнее задание к следующему уроку.
Литература [28,33,31,30,14].