Развитие познавательных способностей учащихся на уроках английского языка.
Тема: «Развитие познавательных способностей учащихся».
Учитель: Арчегова С. 3.
Согласно теоретическим идеям психолога А.Н. Леонтьева любая деятельность содержит мотив, цель, действие и операции.
Что касается действий и операций на любом уроке, то со стороны педагога они, как правило, направлены на освоение учащимися знаний, умений и навыков по предмету, а ученики зачастую выполняют те или иные действия или задания, не задумываясь, в чем их суть или польза.
Кроме того, у многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Задачей учителя на всех этапах обучения иностранному языку является поддержка учебной мотивации и развитие познавательных способностей, как формы повышения интереса к предмету, а следовательно и повышения учебной мотивации.
Прежде всего, деятельность педагога должна быть направлена на создание положительной мотивации: задача учителя - сформировать у слабоуспевающих и неуспевающих устойчивую мотивацию достижения успеха, размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку.
Для создания положительного отношения к учению, а не к иностранному языку, которое присуще практически всем ученикам, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать отметки, выделять критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.
Важную роль в формировании учебной мотивации играет занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры. Учитель должен приходить в класс только с положительно направленной энергией, говорить доброжелательно, хорошо бы с юмором, уметь поддержать разговор на темы, интересующие учеников, то есть знать не только основы грамматики, фонетики, лексики и страноведения, но и разбираться хотя бы немного в современной молодежной моде, музыке, спорте, литературе, компьютерных технологиях. Учитель должен быть рядом с учеником, хотя и на шаг впереди него.
Контроль используется как средство мотивации учащихся. В нашей школе сложилась система административных контрольных работ. На конец 1 четверти учащиеся выполняют работы по проверке навыков аудирования и техники чтения, на конец 1 полугодия: проверка навыков диалогической и монологической речи, на конец 3 четверти: проверка навыков диалогической речи и аудирования, на конец учебного года - проверка навыков чтения и
монологической речи. Данная форма контроля позволяет сделать контроль «прозрачным», понятным детям и их родителям, проверить дважды за год умения по основным видам деятельности, по итогам первой проверки внести коррективы в работу учителя с каждым конкретным классом. Мониторинг учебных достижений в школе ведется по итогам обученности за каждую четверть, итогам административных контрольных работ, результатам выполнения проверочных работ по каждой теме.
В последние годы тесты стали наиболее удобной формой проверки знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне.
В классах с повышенным уровнем обученности наряду с диагностикой учителя, сложилась система самоконтроля и мониторинга, который ведут ученики. Мониторинг индивидуальных достижений нацелен на выявление объективно существующего уровня владения умениями и навыками, пробелов в подготовке, трудностей усвоения, уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс, положительных моментов учения, интереса к предмету, развития мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.
Познавательная активность на уроках иностранного языка играет очень важную роль на всех этапах обучения. К числу стимулов "познавательного интереса можно отнести:
новизну информационного материала - стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости общеучебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов;
демонстрацию незавершенности знаний. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет. Многие изученные темы требуют дополнительных знаний, особенно это актуально сейчас, когда языковой материал в КИМ ЕГЭ не находится в полном соответствии с речевыми единицами общеупотребимых учебников.
Кроме того, иностранный язык всегда дает толчок в изучении зарубежной литературы. Наш библиотекарь стабильно отмечает рост спроса на книги, на которых учителя иностранного языка заостряют внимание при изучении соответствующих тем.
Развитие познавательных способностей обеспечивается и большим количеством творческих заданий и проектов на уроках. Ученики охотно рисуют комиксы с короткими комментариями или придумывают подписи на английском языке к уже готовым рисункам. Ролевые игры также популярны - дети любят играть в переводчиков и туристов, учителя и учеников, зарубежных корреспондентов и т.д… Проекты же позволяют укреплять дух команды или развивать индивидуальность каждого ученика, смотря какие цели преследует тот или иной проект.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс также вносит свой вклад в развитие познавательных интересов.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме. Мультимедийные презентации используются:
при ознакомлении с новой лексикой;
при изучении грамматического материала;
при ознакомлении с лингва- страноведческими реалиями;
при контроле результативности изучения лексико-грамматического материала;
в качестве обобщения изученных устных тем;
для развития творческих и познавательных способностей детей.
Основными _дидактическими условиями применения мультимедийных презентаций (ММП) на уроках являются следующие:
перспективное планирование применения МП - подбор оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме;
методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП-определение степени соответствия учебной программе, теме урока, задачи и цели применения ММП, выделение в применяемой ММП основного и дополнительного материала, доработка существующего ММП;
комплексный подход предусматривает подбор ММП с учетом дидактических возможностей материала, уровня знаний и развития учащихся данного класса, подготовленности и опыта учителя в использовании ММП.
Для создания ММП учителями нашей школы используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, коллекция ЦОРов.Использование ММП позволяет фокусировать внимание всей группы учащихся, сократить время и влияние негативного воздействия на здоровье детей, соблюдать санитарно-гигиенические формы, дозировать темпы иобъем материала с учетом особенностей класса, привлекать реалии, события и факты, "Которые интересны для учащихся.
Для нашей школы доброй традицией стало проведение Недели иностранного языка. В рамках недели проводятся традиционные мероприятия:
выпуск каждым классом тематических стенгазет, их тематика ежегодно меняется и посвящена знаменательным датам в текущем в стране изучаемого языка в текущем учебном году;конкурсы на лучшего знатока английского, немецкого и французского языка, предметные олимпиады;
конкурсы и выставки презентаций и проектов.