Методическая тема Развитие познавательных УУД на уроках русского языка (1-4 класс)
Развитие познавательных универсальных учебных действий
младших школьников на уроках русского языка
Лунегова Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №4» г.Перми
В статье представлен опыт создания системы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Ключевые слова: федеральные образовательные стандарты, познавательные универсальные учебные действия, социализация младших школьников.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Обратим внимание только на познавательные УУД, которые включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем: формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В настоящее время преподавание в начальных классах ведётся по разным учебно-методическим комплектам. И овладение учащимися УУД во многом зависит от того, по какому УМК они обучаются. УМК «Школа 2100» и «Школа России», в части содержания предмета «Русский язык» как и методика преподавания, отвечает всем требованиям концепции развития УУД. При анализе содержания учебников русского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп УУД. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны. Поэтому необходимо использовать дополнительные источники, например: итоговые диагностические работы по ФГОС, тетради творческих работ, тетради комплексных работ, диагностические работы, которые представляют большие возможности для формирования познавательных УУД. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали, от простого к сложному. Особо следует выделить познавательные задания творческого характера. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.
Пример: Упражнения и задания для развития общеучебных УУД:
“Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации к изучению новой темы.
Пример такого задания:
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий - 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Четвёртое лишнее”.
Задание: в каждом ряду три слова на определённых основаниях связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Корова, медведь, лиса, заяц.
2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность
4. Делимое, множитель, делитель, частное.
5. Произведение, сумма, разность, слагаемое, частное.
“Закодированное слово” или “Зашифрованное слово”.
Это упражнение кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Объясни свое решение.
«Восстановление деформированного текста».
Задание: Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
«Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».
М в.. с п. г .
Мы всей семьёй пошли гулять.
В. у в. м. .
М. с. г.. б. .
Сочинение на тему "Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме"
Составление рассказа по его началу.
Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...
Неотъемлемой частью урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имён существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов –ек; -ик;» являются грамматические сказки. Например, по теме «Обобщение. Имя существительное» школьники раскрывают секреты, которые «спрятала» эта часть речи. «Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия».
Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а, как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.
При повторении изученного материала помогает такой интересный приём, как «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!
Пример: Упражнения и задания на развитие знаково – символических действий:
Соотнесение модели с картинкой.
- Сколько букв в первом слове? (5) Какая вторая? ( о) последняя? (а)
- Подберите слова, которые подходят к этой схеме (горка, корка, бочка)
- Подберите слова ко второй схеме (замок, забор)
Графические диктанты:
1. Письмо печатных букв идёт группами, предваряется вопросами
- Что общего? В чем различие? (письмо заглавных, строчных)
В прописях на клетчатой разлиновке отведено место для графических диктантов.
2. Составить предложения к схемам.
________ _________ _ _ _ _ _ _ _ .
_________
_ _ _ _ _ _ _________ ________ .
_________
3. Составь схему предложения: Весеннее солнце осветило лесную поляну.
4. Подбери и запиши три слова –оо-- , -- оо--, --оо--.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указание способа проверки.
Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов одно, этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.
Задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей, предполагающее самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
Постановка и решение проблемы, как неотъемлемая часть познавательного блока УУД, включают формулирование проблемы, а также самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. «Проблемным» оно называется потому, что соотносится с главной категорией проблемного обучения - проблемной ситуацией. В процессе решения такого задания учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся. Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от легкого к трудному».
Для того чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, учителю необходимо руководствоваться программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:
1. Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению.
2. Практические умения и навыки необходимо даже в младших классах развивать на базе соответствующих теоретических сведений.
3. Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детей по его усвоению.
4. В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.
Пример.
В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке:
1 склонение
2 склонение
3 склонение
гува
кряда
магра
щгара
опащ
жадро
кряч
рюнь
терь
скичь
клущь
вищь
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их:
Щгара трымчет о кряч___ и о скич__. Вищь зукает по магр__, по жадр__ и по тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкует опащ.
Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.
Познавательные УУД формируются у учащихся постепенно с 1 по 4 класс. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД, ученик должен осознать: «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД использую комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая). Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
М. Беденко. Формируем навыки смыслового чтения. Реализуем метапредметные результаты.
Е.В. Языканова. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения.
Ю.Н. Понятовская, С.А. Шейкина. Итоговые комплексные работы.
Н.А. Разагатова, О.Б. Ушакова. Интегрированные предметные диагностические работы.