Статья Формирование познавательных УУД на уроках английского языка во 2 классе
Формирование познавательных УУД на уроках английского языка во 2 классе.Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" (далее - УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Выделяются следующие виды УУД:
1)Личностные
2)Регулятивные
3)Познавательные
4) Коммуникативные
Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД на уроках английского языка во 2 классе (по учебнику «Enjoy English», М.З.Биболетова, О.А.Денисенко)
В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.
Познавательные УУД = работа с информациейПознавательные универсальные действия включают:
- общеучебные,
- логические,
-знаково-символические
Остановимся на каждом виде познавательных УУД подробнее.
1)Познавательные. Общеучебные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Задание: обучающиеся отвечают на вопросы: Какие слова/выражения используют англичане, чтобы.…
Какую информацию мне надо использовать, чтобы…Что из прочитанного, услышанного я использую для…Какие слова и выражения я использую для…Почему я пишу, говорю это слово, предложение?Где мне может понадобиться эта фраза?
2) Познавательные. Общеучебные. Действия смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Задание: даны 3 текста и картинки, где изображены сказочные герои. Обучающиеся должны подобрать к каждому тексту картинку. Я ориентирую обучающихся обращать внимание на ключевые слова. Например, к Емеле относится местоимение he, значит, весь текст уже можно не читать, а выбрать тот, в котором есть это местоимение.
She is pretty and smart. She is sad. She is not merry. She can dance, sing and skip. She lives in the house. She has got a nice hat.
He is lazy. He is fat. He lives in the house. He cannot ride a bike. He has not got a cat.
He likes to sleep.
She is not pretty. She is angry. She is not kind. She has got a long nose. She lives in the forest. She can fly. She has got a black cat.
Baba Yaga Yemelya Nesmeyana
Задание: Найди заголовок к каждому тексту.
A pet. A boy. A fox.1.Tom has got a cat. The cat is black. It is not fat. It can run and jump. Tom’s cat is not lazy. Tom likes his cat.
2. Bob is good and brave. He is slim. He can read, write and count. He is smart. Bob can play chess.
It is red. It is smart. It lives in the forest. It can run and jump. It cannot fly.
2)Познавательные. Логические.
Задание: обучающимся предлагается прослушать несколько коротких текстов, к которым нужно подобрать заголовки. Один заголовок лишний.
Задание: поиграйте в детективов, восстановите текст
Впиши пропущенное слово. Одно слово лишнее.
Well, fly, pet, brave, like, with, white, long
I have got a …. It is a rabbit. Its name is Polly. It is grey and…. It is not….. It is nice. It can jump….. It can’t….. It lives…..me, my mum and dad. It likes my home. We…. Polly too.
Задание: обучающимся предлагается посмотреть на картинку и предположить о чем текст. Задание: изучите правило, примеры к нему, объясните правило в интересной форме, придумайте примеры к правилу (например, множественное число существительных).
Задание: прослушай текст и проанализируй услышанное.
Задание: обучающимся предлагается ряд слов, которые различаются по типу чтения гласной буквы. Они должны подчеркнуть красным карандашом гласную, которая стоит в открытом типе слога, синим- в закрытом.
3) Познавательные. Общеучебные. Действия по поиску и выделению основной информации.
Задание: подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания. Обучающимся предлагается несколько слов, нужно выбрать те, с помощью которых можно описать своего домашнего питомца (например, run, jump, swim, grey, white, nice, kind)
Задание: узнайте заданный звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова)
4)Познавательные. Знаково-символические.
Задание: прослушайте текст и заполните таблицу (например, с информацией о героях), расскажите о героях по таблице (например, какие животные живут на ферме, или какими видами спорта занимаются твои одноклассники).
Задание: посмотри на значок и скажи, в какой форме будем работать (в парах, группах). Что будем делать (слушать, читать, говорить, писать)
Задание: обучающиеся выбирают из принесенных заранее фотографию какого-либо члена своей семьи, задают в парах все изученные вопросы о семье и составляют небольшое сообщение о своей семье.Задание: используя код, обучающимся нужно восстановить слово.
Например: 45213
lyiBl (Billy)
Задание: учитель называет какое-то слово, а обучающиеся называют сои ассоциации (например, school - pupil, pen, pencil, etc)
Одним из способов формирования познавательных УУД во 2 классе является использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.
Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.
Этапы работы над проектом Общеучебные УУД Логические УУД
1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников 1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем 2.постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
3.Распределение ролей 3.определение основной и второстепенной информации; 3.выдвижение гипотез и их обоснование.
4.Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез) 4.структурирование знаний;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации; 4.подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
5.Промужуточное обсуждение,работа над структурой проекта 5.поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 5.доказательство
6.Защита проекта, презентация 6.выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза,оценка, прогнозирование возможных ошибок) 7.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Критерии при работе над проектом:
Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД в взаимосвязи видов РД, развитию психических и физиологических функций ученика.
Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" во 2 классе позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.
Этап обучения Вид проекта Тема Предметные результаты Личностные результаты
2 класс Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием), арт-технологии. Любая изучаемая тема устной речи
(Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои.)Сделай книгу "The ABC"
Сделай смешную закладку-загадку
Книга о друге Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей Развитие креативных способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.
Внешний результат (предметные и метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОСов и формирования УУД учащихся.
Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.
Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.
Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения на ИЯ (коммуникация).
Воспитывается целеустремленность, ответственность умение отстаивать свое мнение.
Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие).
При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.