Статья на тему Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка
Работа над развитием
коммуникативных УУД обучающихся
на уроках русского языка и литературы
в 5Б классе.
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Изевлиной С.А..)2015-2016 учебный год
Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,
уверенно идущего по дороге жизни,
после того, как ее показали ему вы.
Конфуций
Введение в школьную практику Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения предполагает овладение новыми формами и методами
обучения. Ключевым понятием в работе учителя становится формирование универсальных учебных действий, позволяющих подрастающему поколению эффективно самообучаться.
Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.В данной работе нас интересуют коммуникативные УУД, которые обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи.
Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным.
И особая роль в развитии коммуникативных УУД отводится урокам русского языка и литературы. Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи (ученик поднял руку, а сказать не может), от речи к мысли (начал говорить, а как продолжить речь, чем закончить, не знает). Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, технология "критического мышления”, проблемное обучение, групповые формы и методы, коллективный способ обучения – это те технологии, которые я использую в своей практике. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного монолога и диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты
Обсуждение, дискуссия, диспут
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Сообщения
Доклады
Письма
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе, требованием программы, и используемые мною учебники открывают множество возможностей для развития коммуникативных УУД. Рабочая программа по русскому языку (Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын) ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Л.М.Рыбченкова. О.М.Александрова). – М.: Просвещение, 2015.
УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой мы взяли с этого учебного года. Учебник открывает новую линию учебно-методических комплектов по русскомму языку для основной общеобразовательной школы. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладевание языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но и уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.
К учебнику идет рабочая тетрадь из 2 частей и является составной частью УМК по русскому языку. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в соответствии с разделами и параграфами учебника и предназначены для организациии закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку в 5 классе. Разноообразные упражнения, кроссорды, вариативные тесты, творческие задания по развитию речи использую для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий.В рабочую тетрадь включено множество интересных и поучительных текстов, стихотворений, зарифмованных правил, пословиц.
Рабочая программа по литературе к учебникам для 5 – 9 классов авт.-сост. Г,М.Меркин (Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-составитель Г.М.Меркин и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015).
Большую методическую помощь при составлении уроков я взяла на личном сайте Г.Бурлуцкой.
Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции.
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
-Как написать изложение (вместе с учащимися составляем план действий)- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». - «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». - «Найди и выпиши слова, которые….
-«Четвёртое лишнее» (часто это задание я использую в качестве лингвистической разминки или как способ создания проблемной ситуации)
-Определи, на основе чего распределены слова по группам, добавь свои слова.
-Распредели слова на группы, озаглавь каждую группу слов. Причём, может быть несколько вариантов распределения слов на группы. Важно, чтобы ученики объяснили свой принцип.
-Заполнение предложения с пропусками. Это задание особенно актуально для слабых учащихся.
На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь главная проблема – это привычка находить готовый ответ в учебнике, прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать, сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?» Никогда не отвечаю сразу на вопросы учащихся. Вместо готового ответа предлагаю алгоритм решения проблемы, схему рассуждения. И зачастую ребёнок сам же и приходит к правильному ответу. А награда – похвала учителя, чувство самоудовлетворения, новый опыт.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
Постановка проблемы
Выдвижение гипотезы
Сбор и структурирование материала
Изготовление и оформление материала
Выбор формы презентации
Презентация
Рефлексия
Проект или исследование не обязательно может быть долгосрочным. Проект может быть реализован в рамках одного или двух-трёх уроков: написание сочинения или изложения, творческая работа по материалу изучаемой темы, научное высказывание-обобщение по материалу нескольких параграфов, лингвистическое исследование и т.п. Такие виды работы вполне под силу пятиклассникам.
Какие коммуникативные УУД должны усвоить обучающиеся:
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста; Владение монологической и диалогической речью; Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Именно в этих направлениях мною ведётся работа на уроках русского языка и литературы.
Проблемы есть, и немало. Главная проблема, которая остаётся, - это неумение детей слушать и воспринимать устную речь. Думаю, не только я сталкивалась с тем, что учащиеся выкрикивают хором ответы, не слушают реплики товарищей, повторяют только что прозвучавшие реплики вместо того, чтобы дополнить или исправить. Другая немаловажная проблема – неумение выявить основную информацию в тексте. Отсюда – проблемы, возникающие и на других уроках, когда дети «прочитали и ничего не поняли», не могут ответить на казалось бы простые вопросы.
Ещё об одной важной проблеме хочется сказать: о неприученности учащихся к самостоятельной работе и неумении работать устно.
Сделаем вывод.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Уже сегодня я стремлюсь осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий. Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. И эту возможность надо использовать.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Способы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.Создание проблемных ситуаций.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».
Задания «Верные–неверные утверждения»: используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Прием составления плана.
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста).
Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию).
Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).
Прием логического запоминания учебной информации (включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф- схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.)
Составление кластера.
Дискуссия.
Групповая форма работы.
Проектная и исследовательская деятельность.
Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.
Театрализация.
Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.
Приём «письмо по кругу» (каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против»; по такому же принципу составляется портрет героя).
«Мозговой штурм».
Приём «интервью».
Активное чтение.
Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).
Перечисленные выше способы формируют следующие КУУД:
Идентификация проблемы, принятие решения и его реализация.
Планирование учебного сотрудничества с учителем, определение его цели, самооценка.
Рефлексия своих действий.
Учёт иной точки зрения, умение строить устное высказывание, сохраняя логику повествования.
Обработка и представление информации в устной или письменной форме.
Обработка и представление информации в устной или письменной форме с учётом внутренних связей между элементами.
Выделение главной мысли в текстовом материале.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Речевое планирование и регулирование своих действий; писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
11.Обработка и представление информации в устной или письменной форме.
12. Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать, убеждать и уступать.
13. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов).
14. Составлять небольшие устные или письменные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;самостоятельно изучать литературу.
15. Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительныесредства языка; характеризовать качества, признаки объекта; владение монологической речью.
16.Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, владение устной монологической речью.
17. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
18. Умение аргументировать свою точку зрения.
19. Точное выражение своих мыслей.
20. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
21. Выразительное чтение, владение выразительными возможностями речи.
22. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД помогает достигнуть предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартом.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в коммуникативной сфере:• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.6
Подготовка учителя к уроку в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока.
Тема: « Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС».
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.^ Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.^ На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.^ На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.^ На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.^ На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.^ Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя ^ Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:• по поиску и обработке информации;• обобщению способов действия;• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихсяПроисходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.Создание технологической карты позволяет учителю:• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.Преимущества технологической карты:• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;• освобождается время для творчества учителя;• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);• обеспечивается повышение качества образования.Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;• используются эффективные методы работы с информацией;• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности. . ^ Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПроверяет готовность обучающихся к уроку.Озвучивает тему и цель урока.Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.Выдвигает проблему.Создает эмоциональный настрой на…Формулирует задание…Напоминает обучающимся, как…Предлагает индивидуальные задания.Проводит параллель с ранее изученным материалом.Обеспечивает мотивацию выполнения…Контролирует выполнение работы.Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.Диктует.Дает:
комментарий к домашнему заданию;
задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Записывают слова, предложения.Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.Выполняют упражнение в тетради.По очереди комментируют…Обосновывают выбор написания…Приводят примеры.Пишут под диктовку.Проговаривают по цепочке.Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.Составляют схемы слов (предложений).Проводят морфемный анализ слов.Отвечают на вопросы учителя.Выполняют задания по карточкам.Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.Озвучивают понятие…Выявляют закономерность…Анализируют…Определяют причины…Формулируют выводы наблюдений.Объясняют свой выбор.Высказывают свои предположения в паре.Сравнивают…Читают текст.Читают план описания…Подчеркивают характеристики…Находят в тексте понятие, информацию.Слушают стихотворение и определяют…Слушают доклад, делятся впечатлениями о…Высказывают свое мнение.Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Конспект урока по русскому языку
Учитель Изевлина С.А.
Класс 5 БТема урока: « Наречие как особая часть речи»
Продолжительность: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
Цели: (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия
Формирование представления о наречии как об особой части речи, формировать навык правописания наречий.
Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку.
Дидактический материал: учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: проектор, экран.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 1.Орг. момент.
Сообщение темы, цели. 1мин. Собрать внимание детей, стимулировать деятельность учащихся. Организация внимания Умение организоваться Словесный Фронтальная Деятельность учителя Деятельность ученика
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку
-Сегодня мы с вами говорим о наречии, об особенности этой части речи. Что вам уже известно о наречии?
Подготовка к работе
- Наречие является неизменяемой формой, поэтому у него нет окончания, только различные суффиксы.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 2.
Проверка домашней работы. Актуализация знаний 4мин. Выявление затруднений при выполнении домашнего задания
Правило правописания суффиксов наречий Формирование умения правильно писать наречия Словесный, репродуктивный
Фронтальный, индивидуальный. №1
Деятельность учителя Деятельность ученика
-Ученик выполнил домашнее задание. Проверьте его работу, оцените. Где он допустил ошибку? Какое правило он не знает? Сформулируйте это правило.
Вывод: Итак, мы с вами проверили выполнение домашнего задания, вспомнили правило Индивидуальная работа
-Могуче пишется с суффиксом ЕУчащиеся формулируют правило правописания суффиксов наречий.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 3
Создание ситуации успеха 5 мин. Отработка навыка правописания наречий, развитие речи Правило правописания суффиксов наречий, знание словарных слов, пословиц Формирование умения правильно писать наречия Объяснительно - иллюстративный Фронтальный, индивидуальный. №2
Деятельность учителя Деятельность ученика
-Мы знаем правило, а давайте проверим умеем ли мы его применять. К какому жанру можно отнести эти предложения?
На чуж_й стороне и весна красна.
В колюч_м кустарнике не спрятаться.
Долг платеж_м красен.
Пальц_м хлеба не отрежешь.
В гостях хорош_ , а дома лучше
- А теперь проверим, как вы знаете словарные слова. Найдите в данных пословицах словарное слово. Какие в нем орфограммы? Какие еще пословицы с этим словом вы знаете?
Вывод: Молодцы, знаете словарные слова и различные пословицы -Это пословицы, жанр устного народного творчества.
Дети выполняют задание
Индивидуальная работа
-Словарное слово: хорошо
Орфографическая работа.
-Хорошо понемножку бывает.
Хорошо дешево не бывает.
Хорошо чужими руками жар загребать
Хорошо того учить, кто слушает. И т.д.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 4 Создание проблемной ситуации и поиск путей ее решения 10 мин. Определение границ знаний учащихся, стимулирование на нахождение Знать правило ь после шипящих. Формирование умения самостоятельно мыслить, умения обобщать. Проблемный,частично - поисковый Фронтальная, индивидуальная №3
Деятельность учителя Деятельность ученика
-Запишите ещё одну пословицу с этим словарным словом. Но тут есть слово с пропущенной буквой. Определите часть речи этого слова. Знаем ли мы, как его написать? С Ь или без Ь знака?
-Вспомним, как пишется Ь знак после шипящих в уже известных нам частях речи.
Ь ? Наречие ? без Ь
- Наречию тоже есть место в этой схеме.
Как вы думаете, где же оно?
- Мы с вами говорили о наречии как об особой части речи, в этом случае оно тоже ведет себя по-особому.
Вывод: Наречия: уж, замуж, невтерпёж пишутся без Ь знака, а остальные наречия пишутся с Ь после шипящих на конце слов. - Это наречие, но мы не знаем, как его правильно записать.
Учащиеся формулируют правило правописания Ь знак после шипящих
Запись правила на доске.
Ь без Ь
1 Сущ Ж.Р. Ед.Ч 1 Сущ Ж.Р. Мн.Ч
Сущ М.Р.
2 Глагол 2 Краткое прилаг.
Различные предположения учащихся.
-Наверное, если это особая часть речи, то оно может относиться и к первой и ко второй группе слов?
Учащиеся дополняют схему.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 4 Усвоение новых знаний 10 мин. Проверить понимание учащимися новой темы Правило ь после шипящих Формировать умение правильного выбора написания Словесный
исследовательский Индивидуальная Работа в парах Деятельность учителя Деятельность ученика
- Мы узнали правило правописания Ь знака после шипящих в наречиях, теперь применим эти знания на практике.
Упражнение «Распределительный диктант».
-Запишите слова в 2 столбика, объясните правописание
-Выполните взаимопроверку в парах.
Упражнение «Вставь букву». Работа по карточкам.
-Тот, кто уже уверен в своих силах, выполняют задание сложное, а тот, кто еще сомневается, может выполнить задание чуть легче.
Вывод: Кто сделал без ошибок? Молодцы! Кто допустил ошибки? Где засомневались? В чем была сложность? Выполнение упражнения
Ь без Ь
настежь(наречие) замуж(наречие искл.)
привлечь(глагол) грач(сущ М.Р.)
сплошь (наречие) трескуч(кр.прилаг)
испечь(глагол) невтерпёж(наречие искл)
молодёжь( сущ Ж.Р Ед.Ч) туч(сущ Мн.Ч)
мышь (сущ Ж.Р. Ед.Ч) могуч (кр. прилаг)
Дифференцированное задание.
Работа по карточкам
Ответы детей
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 5 Физминутка 2 мин Снятие мышечной усталости, профилактика перенапряжения. №4
Деятельность учителя Деятельность ученика
-Я говорю слово, если оно пишется с Ь знаком на конце, то вы поднимаете руки, а если без Ь знака, то раки нужно будет опустить.
Борщ, горечь, уж, хорош, вскачь, силач, невмочь, меч, стеречь, невтерпёж, наотмашь.Учащиеся выполняют упражнение.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 6 Закрепление нового материала 10 мин. Закрепить полученные на уроке знания. Правописания наречий, правило ь после шипящих Формировать умение правильного выбора написания Словесный
исследовательский Фронтальный, коллективный № 5
Деятельность учителя Деятельность ученика
Упражнение «Найди лишнее».
- Теперь вам не только нужно будет найти лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.
Упражнение «Выборочное списывание».
- Выпишите из упражнения только те словосочетания, в которых наречия пишутся с Ь знаком.
Вывод: Какое правило мы отрабатывали? Что нужно запомнить? Выполнение упражнения
Объяснения учащихся
Выполнение упражнения из учебника.
Ответы детей.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы ЦОР
Знания Умения 7 Итог урока 3 мин. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся Наречия, их правописание Умение обобщать полученные знания Беседа Фронтальная №6
Деятельность учителя Деятельность ученика
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что повторили? О чём расскажите дома?
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:
П.54, упр. 422 Запись домашнего задания.
Литература:
1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.М.Рыбченкова
2. Толковый словарь русского языка И.С.Ожегова. - М.: Просвещение,1981г.
Приложение
Фрагмент урока по теме
«Правописание О-Е после шипящих
в окончаниях имён существительных»
(Ученики знают уже о правописании о-ё после шипящих в корне слова.)
В начале урока записываем предложение, в котором есть слово врачом, объясняем орфограммы. (Операция была проведена опытным врач..м.)
Завязывается дискуссия: Какую букву писать в слове ВРАЧ..М? Всё-таки приходят к выводу, что надо писать О, но ПОЧЕМУ? Наверное, это словарное слово. А может, другое правило? Прошу ребят объяснить, почему в слове ЧЁРНЫЙ пишем Ё. Подбираем проверочное слово: ЧЕРНЕТЬ. Вспоминаем правило, применимое к слову ЧЁРНЫЙ. Вспоминаем, что это правило применимо к гласным в корне слова. Возвращаемся к слову ВРАЧОМ. Применимо ли правило, нам известное, к этому слову? (Нет) Почему? (Потому что гласная – не в корне, а в окончании) ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ УРОКА. Чтобы ответить на вопрос, какую букву надо написать в слове ВРАЧ…М, чего вам не хватает? (Знать правило) Где можно узнать правило? (В учебнике) Открываем учебник, читаем правило, объясняем правописание слова ВРАЧОМ, обозначаем орфограмму. Обязательно задаю вопросы: Какую орфограмму изучаем? Каковы условия этой орфограммы? (шипящая или Ц, окончание существительного, ударение)
Далее выполняются упражнения на закрепление правила.
Контрольное задание «Четвёртое лишнее»:
1. грачом
2. пряжей
3. щёткой – в корне
4. тучей
1. плащом
2. товарищем
3. испечём – окончание глагола
4. врачом
1. ключом
2. рычагом – нет орфограммы О-Е после шипящей
3. тучей
4. пряжей
Как видим, учащиеся высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения, слушают ответы товарищей, анализируют их, сравнивают со своим знанием, производят лингвистический анализ, формулируют правило, применяют свои знания для решения практических задач, приобретают новые знания (и из совместного общения, и из справочной литературы), дают оценку ответам своим и товарищей. Причём, не учитель даёт им эти знания, а сами учащиеся добывают знания и учатся применять их. Таким образом, учащиеся овладевают целым комплексом умений и навыков, в том числе и коммуникативными УУД.