Статья: Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в соответствии с ФГОС
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
А.В. Кириченко, О.В. Войткевич
МБОУ Самарская средняя школа № 1
имени П.А. Половинко Азовского района
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников и совершенствования их филологической подготовки. Поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов на этом языке говорящих. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача формирования личности, готовой к участию в межкультурной коммуникации.
Исходя из собственного опыта работы в данной области, можем утверждать, что имеет место недостаток высококвалифицированных учителей иностранного языка в младших классах школы. Вместе с тем, обучение общению на иностранном языке младших школьников, недостаточно владеющих коммуникативными умениями на родном языке,- задача нелегкая и ответственная. По этим причинам у детей нередко проявляется недостаточный уровень владения коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам необходимо постоянно повышать квалификацию для более успешного выполнения задачи по формированию коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка.
Основной целью обучения английскому языку в современной школе является развитие у школьника способности использовать его как средство общения [3,9] и др. Общение, как решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте, выступало в качестве главного объекта исследования в целом ряде педагогических и методических работ [5,11] и др. Влияние коммуникации способствует исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании [4]. Подавляющее большинство авторов [10,12,16] и др. полагают, что взаимодействие между детьми, адекватное возрасту, необходимо для развития ребенка в целом и формирования его личности в частности.
Вместе с тем, каждый специалист понимает термин «коммуникация» по-своему. К примеру, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина относят к общению и ласковую речь взрослого человека, обращенную к младенцу. [17] М.С. Каган толковал коммуникацию как «общение человека с природой и самим собой» [6]. По мнению А.Н. Леонтьева, в современной науке соседствуют множество несовпадающих определений [7].
Итак, далее под «коммуникацией» в узком смысле будем подразумевать процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле, коммуникация рассматривалась нами, вслед за Филатовым В.П., как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» [14].
Таким образом, овладение коммуникативными навыками предполагает освоение иноязычного общения в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной.
Формирование коммуникативного навыка проходит в 4 этапа: ознакомительный, подготовительный (аналитический), стандартизирующий (синтетический) и варьирующий (ситуативный)[1].
В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка (словарем и грамматикой) для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако, знаний только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным. Необходимо знать еще и условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний – «ситуативную грамматику». В процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнера: его статус, позицию, и т.п.
Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки и умения представляют собой центр языковой компетенции, на который опираются речевые навыки.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [15] подчеркивает значимость развития личности учащихся в определении общего образования.
На наш взгляд, общение является важнейшей фазой формирования личности младшего школьника, поскольку имеет огромное значение в развитии человеческой психики и становлении разумного, культурного поведения.
При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников. Данный школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками на уроках английского языка [8].
Важным направлением развития личности учащихся во ФГОС гл. 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», п.8, п. 9.2. считается развитие у них мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения [13].
Работа в данном направлении предполагает использование активных и интерактивных форм работы. Поэтому, уже на этапе актуализации знаний перед нами стоит задача мотивировать учащихся к изучению конкретной темы. Здесь целесообразно начинать работу со зрительного ряда: иллюстрации, анимационные фрагменты, слайд-шоу. На данном этапе активизируется словарный запас обучающихся, а также формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование имеющихся знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.
На следующем этапе урока целесообразно использовать эмоционально насыщенный материал, который, как правило, хорошо запоминается. В работе с учащимися, помимо учебных пособий, эффективно использовать видеоуроки и приложения к конкретным темам.
К наиболее разработанным и применяемым на практике инструментам по формированию коммуникативных навыков на уроках английского языка относятся: игровой метод, драматизация, фольклор, песни, моделирования типичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций. Сочетаясь с индивидуальной, парной и групповой формами работы, они способствуют подготовке учащихся к условиям реального общения.
Чтобы добиться высоких результатов в обучении детей требуется работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала и формирование определенных коммуникативно-познавательных действий. С одной стороны – это упражнения, которые обеспечивают соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой – сохраняют «аутентичность» (подлинность) применения иностранного языка.
Часть подобных упражнений мы проводим с помощью игровых заданий: когда ученики угадывают, что или кто изображен на картинке. Такой метод работы позволяет совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся и расширять их словарный запас.
Известно, что интегративной целью обучения английскому языку в начальной школе, согласно ФГОС, является формирование элементарной коммуникативной компетенции. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять свое коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.
На первой ступени обучения, во II-IV классах, согласно ФГОС начального общего образования [13], определяются следующие задачи:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке; расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Изучение английского языка в условиях ФГОС характеризуется рядом лексико-грамматических нововведений. Коммуникативная направленность, взаимосвязь с предметными областями – открывают возможности создания условий для нравственного и интеллектуального развития языковой личности, способного к межкультурному общению на иностранном языке.
Коммуникативная компетенция является ведущей целью на уроках английского языка. Однако, в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общение, филологическое образование и личностное развитие школьников.
Воспитательная цель реализуется в процессе соизучения языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей. Одновременно достигаются и такие образовательные цели, как ознакомление младших школьников с новыми лингвистическими явлениями и понятиями, а также расширение их кругозора посредством использования ими иностранного языка как средства получения информации.
Раннее изучение иностранного языка оказывает бесспорное положительное влияние на развитие интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников. Оно представляет учащимся возможность формирования у них способности воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию.
Содержание обучения английскому языку у младших школьников можно представить в виде следующих схемы:
Рисунок 1 – Содержание обучения
Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением [2], можно утверждать, что польза уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что преимущество иностранного языка перед другими школьными предметами заключается в том, что в целях обучения иностранному языку уже заложен личностно-деятельный подход.
Урок иностранного языка в условиях новых ФГОС стал гибким, разнообразным по методам преподавания, насыщенным по использованию новых технических средств. Проектирование качественно нового урока должно отвечать запросам общества, которое предъявляет новые требования к уровню владения иностранным языком. Он теперь рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Как только учитель поймет, что его главной задачей является научить ребенка общаться на иностранном языке, он сможет создать такие условия, в которых дети начнут действовать, а не выполнять набор упражнений.
Литература
Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе//ИЯШ//2001. №2. С.23.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Гладкова Н.А. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 12, 2010.
Гориславец А.И. //Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета, № 4, 2013.
Зимняя И.А., «Педагогическая психология», М. 2002.
Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988. 319 с.
А.Н. Леонтьев, Проблемы развития психики, М.:Издательство МГУ , 1981.- 584 с.
Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. -28 с.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе», М. - Просвещение, 1991. – 287 с.
Серебрякова Т.А., Хворостинина Н.В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 10-5, 2015.
Суворова О.В. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, № 5-3, т. 12, 2010.
Теркулова И.Н. //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, т. 1, № 20, 2014.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования.
Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 1993.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,№ 273-ФЗ от 29.12.2012.
Чулкова А.В., Кошелева М.А. Альманах современной науки и образования, № 8, 2013.
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / под ред. Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной, М. : Медгиз, 1949. - 342 с.
15