«Развитие познавательной компетенции на уроках физики в вечерней школе»


«Развитие познавательной компетенции на уроках физики в вечерней школе»
Выполнил: Шабанова Г.С., учитель физики КГБОУ «ВСОШ №6» г. Красноярск.
Проблема развития познавательной компетенцииобучающихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности.
Что такое компетенция? Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 
Что дает познавательная компетенция:
Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, экспериментальное исследование.
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины. Следствия, доказательства, законы, теории.
Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
Приобретение опыта выдвижения гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими. 
 Способы развития познавательной активности учащихся.В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Идея формирования познавательных интересов обучающихся является одной из самых значимых. Желательно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему, не смотря на сложившуюся ситуацию. (Возраст обучаемых 18 – 30 лет). Это сложно, так как сроки отбывания наказания у наших обучаемых разные, но пытаться можно.Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.Можно использовать такую схему воспитания у обучающегося увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.1 стадия. У учащихся возникает интерес, который проявляется при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. И любопытство перерастает в любознательность. 2 стадия. Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Необходимо так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания. 3 стадия. Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике. В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира. Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся.
В наших условиях преподавания хорошо работает первая стадия и частично вторая.
Как же пробудить у обучающихся интерес к предмету?
На первых уроках по физике я стараюсьдобиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны интерес к предмету и качество усвоения знаний.  Повышение интереса к учебному материалу.
Выход за пределы учебника.
Формула: учитель на уроке выделяет 5-7 минут для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом.
На этих беседах можно говорить об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к. зачастую они бывают импровизированными. 
Привлекательная цель.
Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие , которое планирует педагог.
Пример. Цель учителя показать серию опытов по оптике. Перед учениками же ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Отсроченная отгадка.
Формула: в начале урока учитель дает загадку(удивительный факт), отгадка к которой ( ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Или загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Практичность теории.
Формула:введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Пример. Тема «Испарение жидкости» (8,10 классы) прохладительные напитки должны быть всегда холодными. Хорошо, если рядом холодильник.. а если в походе? Фирма «Фил Кан Индастри» (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнет бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20-25 градусов.
Уроки-семинары.
Формула: за неделю до проведения урока-семинара обучающимся сообщается его тема, дата, выдается литературы. Готовятся все ученики, обобщения делает учитель. Их можно организовать в 9 – 12-х классах и обычно связывать с вопросами научно-технического прогресса, например, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления обучающихся, развивают их эрудицию. Практика показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности обучающихся, которые связаны с их жизнью.  Я проводила семинары по теме «Тепловые двигатели», «Создание материалов с заранее заданными свойствами». Использование художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» - телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» – телеканал «Культура» и т.д.), в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с 9- и 10-иклассниками темы о равнодействующей силе можно разбирать басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика» и др. ЗагадкиВ 10-м классе при изучении механики и молекулярной физики можно использовать загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает 12-иклассникам создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу.Названные выше произведения можно применять в разных формах: зачитывать с комментариями короткие отрывки, дать краткий пересказ отдельных мест или попросить сделать это учеников, рекомендовать прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.Использование произведений искусства. При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, можно рассказывать о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые). Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства.Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус.
Эксперимент.
Большое внимание, на мой взгляд, нужно уделять решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала.Занимательные формы работы.
Использование заданий на воспроизведение материала – первоначальный и необходимый этап повторения и контроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике.Для того, чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, составлять их надо на базе основного программного материала, а зашифровать в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды можно применять для проверки усвоения фактического материала учащимися. Загадывание физических терминов проводить так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, полезно привлекать к их придумыванию учащихся.
Парадоксальные вопросы-задачи, которые вызывают удивление учащихся, заставляют их думать, а самое главное – привлекают внимание каждого, способствуют лучшему пониманию физических законов и явлений.
Занимательность.Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и  способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования.1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. 10 кл. урок по теме «Сила трения» «Когда я был школьником, мы утащили из дома три куска мыла и натерли им рельсы на подъеме. Та работа заняла у нас три часа. Но вот мы затаились в кустах и наблюдали, как груженый состав в течение трех получаса пытался подняться в горку. Но все время скатывался. Домой я вернулся счастливым человеком. С чувством хорошо выполненного дела. Но дома меня уже ждал отец с ремнем, я не успел спросить за что получу. Моим друзьям повезло больше. Их отцы не работали на железной дороге в отличие от моего папы. Так я понял, что такое коэффициент трения скольжения. (От заслуженного учителя России В.И. Ткачука).2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность обучающихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?».3. Занимательный материал должен соответствовать уровню интеллектуального развития обучающихся.
4. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Лучше привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.Место занимательности на уроке может быть различным. Как показывает практика, успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от  уровня развития интереса обучаемых к предмету, а сама структура познавательного интереса сложна, многогранна и тесно связана с другими психологическими процессами и эмоциями. Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса к учению:1) содержание учебного материала;2) организация учебной деятельности.К первому источнику относятся следующие стимулы: 
новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона); 
обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно); 
историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых); 
показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства; 
ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д. 
Ко второму источнику организации учебной деятельности относят: 
включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;
 проблемное обучение; постановку практических работ (исследовательских, творческих). 
Таким образом, активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к  простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность обучающихся.
Использованная литература.
Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.:Просвещение, 1984. 
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977. 
Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика./Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 1989
Журнал «Магариф» («Просвещение») 9/2010, 10/2010, 11/2010, 12/2010 выпуски.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала.: Учебное пособие. – М.: МГПИ, 1978. 
Интернет – ресурс: Википедия.
Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.
Педагогический словарь. Под ред. Каирова И.А. – М.: АПН РСФСР, 1960. – Т. 1 , Т. 2.
Анатолий Гин. Приемы педагогической техники. – М.: Вита Пресс, 1999.