Статья «Информационные технологии как средство развития творческих способностей детей (на примере уроков литературы Алтайского края)»
«Информационные технологии как средство развития творческих способностей детей (на примере уроков литературы Алтайского края)»
Обновление содержания гуманитарного образования происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества подготовки школьников. Это требует совершенствования структуры общего образования; разгрузки программ и учебников от избыточной информации; обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья школьников; использование в образовательном процессе современных информационных технологий; введение регионального компонента.
Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции (коммуникативную, культуроведческую. информационную, языковую, исследовательскую) учащихся, а так же:
помогают повысить уровень знаний и интерес учащихся к предмету;
расширить информационное пространство школьников;
дают возможность самовыражения.
Применение информационных технологий на данном этапе модернизации образования - это необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную и творческую сферу деятельности учащихся.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Компьютерное творчество - это интересная и захватывающая работа. В процессе работы над проектом, появляется множество идей, которые так и хочется воплотить в жизнь.
Внедрение информационных технологий на уроках краеведческой направленности помогает решить целый комплекс задач, одной из которых является развитие творческого потенциала ребенка.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку действительности. Компьютерные технологии вовлекают в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию творческих способностей, активизации умственной деятельности, а так же дают возможность наглядно представить результат своей работы.
Ни для кого не секрет, что современные дети стали меньше читать, многие с неохотой идут в библиотеку. И мы, взрослые, должны понимать, что это – веяние нашего времени, нашего века компьютеризации и информатизации. Как привлечь детей к чтению? Как оторвать их от бесконечных, порой жестоких компьютерных игр? Нужно превратить компьютер из врага детей в их союзника. Современные компьютерные технологии интересны детям. Они с большим удовольствием получают информацию из сети Интернет, чем из энциклопедической статьи в школьной библиотеке.
Поиск – это тоже творчество. Изыскивая в сети Интернет необходимую информацию, ребенок расширяет границы мира, в котором живет, учится принимать решения, самостоятельно делать выбор. Самым же интересным для учеников является процесс оформления работы с использованием программного обеспечения компьютера. Это и сочинения на основе добытого и отобранного материала, и презентации различных типов, и публикации - буклеты. Дети имеют возможность выбрать свою форму и вид творческой работы, используя индивидуальные особенности своего восприятия действительности: через цвет, звук, образное видение, что делает их работы зрелищными, интересными, запоминающимися.
Литература Алтайского края – предмет, призванный познакомить с культурным наследием малой родины, привить детям любовь к родной земле, родному городу, родному краю.
При знакомстве со сказаниями, легендами Алтая, использование компьютерных технологий дает возможность путешествия в красивейшие, заповедные уголки края. Легенда о Хане Алтае, о Белокурихе находит подтверждение в природных объектах, картинах природы и полотнах художников. Имея возможность показать все это детям при помощи ИКТ, удается вызвать в их душах ответный отклик, заставить испытать гордость за свою родину, за свой край.
Этот год очень значимый для каждого бийчанина, он богат на юбилейные даты: 300-летие города Бийска, 80-летие со дня рождения нашего великого земляка, писателя В. М. Шукшина. В рамках предмета литературы Алтайского края в 5 классе были реализованы проекты, посвященные этим датам: «Наш земляк Шукшин» и «Древний город - вечно молодой». Проектная деятельность один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, предполагающей творческое видение.
Работа над проектом «Древний город - вечно молодой» увлекла детей. Она включила в себя знакомство с поэтическим творчеством бийчан, влюбленных в свой город, создание собственных стихотворений, знакомство с историей города, его прошлым и настоящим. Конкурс «Любимый уголок родного города» дал возможность по-новому взглянуть на то, что казалось давно известным и обыденным. Детская непосредственность, свежесть восприятия и творчество проявилось при оформлении проекта: созданы буклеты «А вы знаете, что в Бийске», презентации «Мой любимый город», викторина «Своя игра» о родном городе. Представляя свою работу, ученики имели возможность реализовать свою социальную компетенцию, что очень важно в современном обществе. Желание быть лучшим заставляет школьника как можно интереснее, понятнее, нагляднее представить свою работу одноклассникам, чтобы увидеть их восхищение своей работой.
Как учитель, реализующий региональный компонент, считаю удачным включение в хрестоматию по литературе Алтайского края для 5 класса «Алтайские жарки» (автор-составитель Ашмарина Т. А.) рассказа «Бабушка и компьютер». Из детских творческих работ «Компьютер в моей семье», созданных после изучения рассказа, я узнала, что в большинстве семей компьютер используется и детьми, и родителями в основном для игры. Включаясь во всеобщую информатизацию, приобретая персональный компьютер, родители имеют слабое представление о возможностях творческого использования компьютерных технологий. Знакомство с рассказом дает возможность осознать назначение компьютера в семье, открыть для себя его новые возможности. Ведь компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды, а так же предлагает все возможности для творческого самовыражения.
Современная действительность все больше приучает нас к тому, что происходит совмещение несопоставимых, казалось бы, понятий. И если на заре появления компьютерных технологий многие учителя – словесники категорически отказывались от внедрения их в учебный процесс, мотивируя это несовместимостью машины и души, то в настоящее время каждому понятна положительная динамика в продвижении применения информационных технологий.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15