Доклад Развитие УУД в процессе проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Развитие УУД в процессе проектной деятельности обучающихся на уроках технологии.

В связи с требованиями современного общества к образованию изменилась и парадигма современного образования: от усвоения ЗУН к развитию самой личности школьника через УУД. Это произошло потому, что школа должна вооружить ребёнка такими способами действий, которые дадут ему стимул в развитии и совершенствовании.
Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования систем УУД. Возможности предмета в этом отношении уникальны. Элементы учебной деятельности достаточно наглядны и понятны благодаря практической проработке большей части учебного материала, а значит более полно усваивается обучающимися. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» Эти слова Конфуция подчёркивают необходимость деятельностного подхода к обучению.
Педагогической практикой доказано, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла учения. Иными словами обучающемуся гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, что бы»
В решении этих задач на первое место выходит проектная деятельность обучающихся. Именно в этой деятельности происходит формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.
В процессе работы над творческим проектом у обучающихся формируются, развиваются и закрепляются четыре основных блока УУД.
Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации.
Личностные – позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности путём постановки целей. Контроля. Коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изученного материала.
Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимоконтролировать действия, уметь договариваться, вести дискуссию, чётко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать, как с обучающимися, так и с учителем.
Рассмотрим роли учителя и обучающегося в формировании и развитии УУД на всех этапах проектной деятельности.
Этапы выполнения проекта. Замысел. Учитель – организатор работы.
Обучающийся – участник поиска.
Формируемые УУД:
личностные – формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
регулятивные – овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия;
познавательные – учатся искать информацию, овладевают действием моделирования;
коммуникативные – приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
Деятельностный. Учитель – консультант. Обучающийся – творец.
Формируемые УУД:
личностные – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи;
регулятивные – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умения планировать деятельность и действовать по плану; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
познавательные – сравнивать данные, находить сходство, отличие, искать пути решения возникающих проблем, оценивать полученную информацию;
коммуникативные – учиться договариваться, находить обще решения, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других.
Представление проекта. Учитель – координатор. Обучающийся – актёр.
Формируемые УУД:
личностные – самоопределение, действия нравственно – этического характера;
регулятивные – обучающиеся учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата;
познавательные – учатся структурировать устные сообщения; коммуникативные – учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Подведём итог. «Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский.

15