Воспитание семейных ценностей на примере повести Е. Носова Усвятские шлемоносцы
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Е.И. НОСОВА
«УСВЯТСКИЕ ШЛЕМОНОСЦЫ»
Савчук И.В.,
преподаватель
ОБПОУ «КЭМТ»,
г. Курск
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина России - патриота современного общества.
Каково значение слова «патриот»? В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля читаем: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник, отчизник» [1]. С чего же начинается любовь гражданина к своему отечеству? Она начинается с малого, а именно с любви к своему родному городу или селу, родной истории и культуре, и, конечно же, любви к своей семье.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России записано: «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека» [2].
Семья во все времена занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это легко объяснить: каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в той или иной мере связан с семьей. Ребенком он растет и воспитывается в семье, взрослея и вырастая, создает свою собственную, новую семью.
Еще во времена Древней Руси о семье сложилось множество пословиц и поговорок:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Наши предки понимали и высоко ценили роль семьи в формировании духовно-нравственных начал каждого человека. «Где мир да лад, там и Божья благодать», - говорили они. «Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог». Семья должна являться внутренним храмом для каждого человека, где он найдет любовь и понимание, поддержку и опору, и осквернять который ни в коем случае не позволительно!
В настоящее время семья как никогда должна стать прочным фундаментом, на котором будут основаны все духовно-нравственные ценности человека, его культуры. Ведь именно семья даёт человеку первоначальные знания об окружающем мире: о добре и зле, о труде, любви, уважении, справедливости. В семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, передающихся из поколения в поколение.
Тема семьи, семейных ценностей красной нитью пронизывает всю классическую русскую литературу, начиная со времен Древней Руси, заканчивая современными произведениями. Не является исключением в этом отношении и повесть нашего земляка Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». На уроках литературы при изучении данной повести очень важно обращать внимание обучающихся на взаимоотношения членов семьи главного героя - Касьяна Тимофеевича, которые окружены поэтически-нравственной атмосферой.
Семейный уклад здесь являет собой образец высоко нравственной семейной жизни. Сплоченность и крепость отношений в семье основываются на любви: люби к своей жене, своим детям, матери, брату. Касьян любуется своей Натахой, при виде которой «душу полыхает теплом», и которая с каждой минутой становится ему «родней и ближе». А от прикосновения к своему младшему сынишке Митюньке всё в нем вскипает «буйной и пьяной радостью».
Касьян заботится о своей жене, притворно-строго ругает её за самовольный приход на покос и старается её насколько возможно оградить от физического труда. Как же иначе - ведь его Натаха носит под сердцем третьего ребенка! Но вместе с тем Касьян Тимофеевич испытывает чувство нескрываемой мужицкой гордости за то, что его домашние в эти минуты коллективной работы, когда вся деревня вышла на луг, все- таки находятся вместе, вместе и работают! И Натаха «неловко накидывала грабли», и «вовсю старались, пыхтя, Сергунок с Митюнькой»!
Радость и смысл жизни главное действующее лицо повести видит в единении семьи. С ранних лет приучает он своих маленьких сыновей быть подмогой друг другу, делиться друг с другом. Старший - Сергунок должен присматривать за младшим – Митей, не обижать его, заботиться о нем. «Свистульку вырежи. Себе и Митрию», - приказывает отец [3, с. 324]. Так, на примере случая с простой свистулькой сейчас отец прививает детям чувство ответственности друг за друга в будущем, когда брат должен стоять за брата. Наверняка так же воспитывал Касьяна и его отец, и потому «усвятский шлемоносец» с волнением и нетерпением ожидает встречи с братом, когда шагая в отряде, вдруг приметил вдалеке медленно движущуюся колонну людей, среди которых должен быть и его Никифор.
Касьян Тимофеевич привязан к своему дому, к своему подворью, которое «старательно укреплял и ухорашивал». А разве не с любви к своему родному дому и семье начинается любовь к своей Родине, стране и к своему народу?! Вставая на защиту своего семейного очага, человек защищает и свою Отчизну!
Часто в повести появляется образ коня: Касьян гоняет колхозных лошадей в ночное; «глядя на одряхлевшую лошадь», всякий раз вспоминает своего старика отца; умиротворенно замирает, подобно жеребенку в привычном стойле, Митюнька, втиснувшись меж Касьяновых колен. В «Усвятских шлемоносцах» Е.Носов продолжает фольклорную традицию, наделяя образ коня определенной символикой. Конь – это символ дома, семьи, любви. Потому-то так мучительно тяжело для Касьяна проходит его прощание с лошадьми.
Самым близким, дорогим и родным человеком в каждой семье является мать. Именно она играет существенную роль в культурном и духовно-нравственном развитии ребенка и зачастую именно мать берет на себя роль «неведомого направляющего» всего семейного уклада. В «Усвятских шлемоносцах» мать Наталья всему приписывает определенный порядок, всем своим поступкам придает надлежащий смысл. С тайным умыслом – не разлучить ребятишек с отцом – она развешивает постиранное белье на веревке. Рядом с Касьяновым бельем сушатся детские штанишки. «Они теснились и беззащитно льнули к его аршинной рубахе: Сергунковы – к левому рукаву, Митюнькины – к правому, словно бы хотели и в последний раз побывать рядом с отцовской одежей» [3, с. 407].
Старая мать Касьяна в последний раз печет для своего сына хлеб. Ей уже не под силу эта «нелегкая справа», но она, «переступив через свои немочи, снова стала к загнетке», так же, как и Наталья, придавая своей работе тайный умысел: «Моя рука легкая была. Я ведь и отцу твоему пекла, когда еще на ту войну провожала. Ан, цел пришел, невредимый» [3, с. 452]. Уберечь сына от смерти и ранений - вот главная цель её ритуала! К тому же спеченный хлеб замешан вместе с материнскими слезами, которые, подобно святой воде, окропляют каравай.
Прощаясь с сыном, старуха мать вкладывает в ладони Касьяна тряпичный комок, в который завернута его пуповина: «На случай берегла. Дак вот и случай. Бери, бери, милай. Так надо, так надо…»[3, с. 466]. Мать надеется, что пуповина станет той неразрывной ниточкой, которая соединяет его с нею, со своей семьей, со всем миром, будет служить ему оберегом на войне.
Покидая свою семью, Касьян передает права хозяина старшему сыну Сергею. На него, как и положено при преемственности поколений, теперь возложена забота о домочадцах. Теперь он глава в доме, кормилец. «Давай, хозяин, давай»,- подбодрил его Касьян. Сергей впервые за обеденным столом на правах хозяина режет хлеб. Хлеб – символ достатка и благополучия в каждом доме, и, доверяя резать сыну ковригу, Касьян доверяет ему домашнее спокойствие и семейное благополучие. И опять в этой сцене встречаем мы почитание родителей своих и уважение к старшему поколению. Увидев ломоть хлеба, протянутый ему Сергеем, Касьян учит: «Сначала матери следовало б». «Тогда уж первой бабушке», - возражает Натаха [3. с. 453]. Молодость должна учиться уважать старость – только при таком условии возможно существование настоящей, крепкой семьи, основанной на любви и взаимном уважении.
Помимо того, что Касьян очень любит свою семью, он понимает степень ответственности, которую несет за неё. Он рассуждает: «Жил? Жил! Семью, детей нажил? Нажил!.. Нажил – стало быть, иди обороняй» [3, с. 411].
Эта внутренняя установка героя достойна самого искреннего уважения! Мало создать семью, о ней надо заботиться, её необходимо оберегать. Вот и идет Касьян на защиту своей семьи, своего «маленького мира», сражаясь за счастье которого, он бьется за счастье всей своей Родины, всей русской земли, которой, как давно запало Касьяну, «нет конца и краю».
Говоря на уроках литературы о семейной теме в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы», мы развиваем у обучающихся прежде всего глубокое уважение к семье как одной из самых значимых базовых ценностей российского общества, понятие о которой должно быть заложено ещё в раннем детстве; пытаемся привить утраченную в обществе ценность семейного воспитания, которое является активнейшим фактором воздействия на развитие духовно-нравственного воспитания личности, что служит достижению главной цели современного российского образования – воспитанию и социально-педагогической поддержке становления и развития высоко нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Список литературы и источников
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.htmlДаль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1978 – Т. 3. П. 1980. 555 с.
К.Д. Воробьев, Е.И. Носов. «Фанфары и колокола», повести и рассказы о войне к 55-летию Курской битвы, книгоиздательство ТОО «Крона», 1998 г., г. Курск, 702 с.