КТП по биологии 7 класс Н.И.Сонин

Календарно-тематическое планирование Биология (7 класс)
№ п\п


Раздел,
Тема урока

Кол-во ча-
сов
Дата
Характеристика
деятельности
обучающихся

Методы
оценки
достижений обучающихся

Использование ИКТ и материально-технического обеспечения




план
факт




1
Введение. ТБ. Мир живых организмов. Уровни организации живого.
1
1.09

Называть основные царства живых организмов.

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять значение классификации живых организмов.
Беседа
1
К
Презентация

2
Ч.Дарвин и происхождение видов.
1
3.09


Сообщения


3
Многообразие видов и их классификация.
1
8.09


Опрос.


РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа)

4
Общая характеристика прокариот.
1
10.09

Объяснять особенности бактериальной клетки (размеры, форма), передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий, размножение, роль в природных сообществах, в жизни человека.
Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.
Лекция, работа с учебником.
1,2,5


5
П/Ц Настоящие бактерии. Архебактерии.
1
15.09


Опрос
2 ,5

6
П/Ц Оксифотобактерии.
1
17.09


Работа в группах


1,5

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (5 часов)

7
Общая характеристика грибов.
1
22.09

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Знать общую характеристику, происхождение, особенности строения клеток грибов, особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов, их классификацию. Сравнивать грибы с растениями и животными
Опрос
1,5

8
О.Хитридиомикота.
О.Зигомикота.
О. Аскомикота.
1
24.09


Дидактический материал


9
О.Базидиомикота.
О.Оомикота.
1
29.09


Карточки-задания


10

Группа Лишайники.
1
1.10

Распознавать и описывать строение лишайника.
Объяснять роль лишайников в природе.
Выделять особенности строения и жизнедеятельности.
Знать многообразие видов, понятие о симбиозе, общая характеристика, разнообразие форм тела, особенности строения, питания как симбиотических организмов, роль в природе и практическое значение.
Опрос
1,5

11
Контрольная работа №1 «Бактерии. Грибы»
1
6.10

Применение полученных знаний в практической деятельности.
КИМ


РАЗДЕЛ 3 Царство Растения (18 часов)

12
Царство растений. Основные признаки растений.
1
8.10

Называть признаки царства Растения.
Распознавать отделы растений.
Различать и описывать низшие и высшие растения.
Беседа.
1,5

13
Водоросли, общая характеристика. Лаб.раб.№1 «Изучение внешнего строения водорослей»
1
13.10

Давать определение термину «низшие растения».
Распознавать и описывать строение водорослей.
Распознавать тип размножения у водорослей.
Выделять признаки водорослей.
Называть отделы водорослей и места обитания.
Распознавать водоросли разных отделов.
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа
1,5,6

14
Размножение и развитие водорослей.
1
15.10


Опрос.
Работа в раб. тетради.


15
Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.
1
20.10


Работа с информационными листами.
5,6

16
Высшие Растения, общая характеристика.
1
22.10

Давать определение термину «высшие споровые растения».
Знать происхождение и общую характеристику высших растений, особенности их организации и индивидуального развития как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями, классификация вы Распознавать и описывать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространения моховидных растений, их роль в природе высших споровых растений
Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Сравнивать хвощи и плауны. Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространения плауновидных и хвощевидных растений, их роль в природе.
Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространения папоротниковидных растений, их роль в природе.
Беседа
2,5

17
Мхи. Лаб.раб. №2 «Изучение внешнего строения мхов»
1
27.10


Лабораторная работа
2,5,6

18
О. Плауновидные, особенности организации
1
29.10


Работа в парах
2,5,6

19
О. Хвощевидные, особенности организации
1
10.11


Работа в парах
2,5,6

20







О. Папоротниковидные.
Лаб.раб. №3 «Изучение внешнего строения папоротников»








1
12.11


Работа в парах
2,5,6

21
О. Голосеменные растения, особенности строения, происхождение.


1
17.11

Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. Знать происхождение и особенности организации голосеменных растений, строение тела, жизненные формы
Беседа, работа с учебником
2,5,6

22
Лаб.раб. №4 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
1
19.11

Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа
2,5,6

23
О. Покрытосеменные растения, особенности организации.
1
24.11

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. Знать происхождение и особенности организации, строение тела, жизненные формы как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными растениями.
Работа с учебником
2,5,6

24
Лаб.раб №5,6 «Изучение строения покрытосеменных растений», «Распознавание растений своей местности»



1
26.11


Лабораторная работа
Рисунок учебника
Определить растений Донского края

25
Класс Однодольные.
Сем. Злаковые.
Сем. Лилейные
1
1.12

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Однодольные
Информационны
1,5








е карты


26
Класс Двудольные.
Сем. Розоцветные
1
3.12

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.
Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.
Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.
Информационны
Рисунок учебника







е карты


27
Сем. Крестоцветные.
Сем. Пасленовые
1
8.12


Информационные карты
Рисунок учебника

28
Сем. Зонтичные
1
10.12


Информационные карты
1,5

29
Контрольная работа №2
«Низшие и Высшие растения»
1
15.12

Применение полученных знаний в практической деятельности.
КИМ


РАЗДЕЛ №4 Царство Животные (41часов)

30
Общая характеристика Царства Животные.
П/Ц Одноклеточные, их классификация.
1
17.12

Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Сравнивать по заданным критериям простейших. Знать особенности организации клеток простейших, их специальные органоиды. Иметь представление о многообразии форм саркодовых и жгутиковых, их роли в природе и жизни человека.
Определять принадлежность простейших к типам. Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Знать особенности строения, жизнедеятельности инфузорий как наиболее сложноорганизованных простейших и споровиков - паразитов человека и животных, многообразие их видов, роль в природе.
Работа с информационными картами
2,5

31
Тип Саркожгутиконосцы, их характеристика.
1
22.12


Опрос
2,5

32
Тип Споровики, их характеристика.
1
24.01


Работа с учебником
2,5

33
Тип Инфузории. Лаб.раб №7 «Строение инфузории туфельки»
1
12.01


Лабораторная работа
2,5

34


П/Ц Многоклеточные, общая характеристика.


1
14.01


Работа с информационными картами
2,5

35


Тип Губки, строение, их роль в природе и практическое значение.



1
19.01

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Иметь представление об особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, типов симметрии многоклеточных животных и губок как примитивных многоклеточных.
Работа с информационными картами
2,5

36



Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.




1
21.01

Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Знать особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией.
Таблица
2,5

37
Класс Гидроидные. Гидра, строение. Особенности питания.
1
26.01

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.
Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных.
Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.
Опрос
2,5

·
38
Размножение гидроидных.
1
28.01


Работа в рабочей тетради
2,5

39
Класс Сцифоидные,
Класс Коралловые полипы, общая характеристика и значение.
1
2.02


Таблица
2,5

40
Тип Плоские черви, особенности организации.
1
4.02

Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Знать общую характеристику, происхождение, основные классы плоских червей и класса Ресничные на примере планарии
Таблица
2,5

41


Класс Ресничные черви. Белая планария.



1
9.02


Таблица
2,5

42
Класс Сосальщики.
Печеночный сосальщик.
1
11.02

Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Знать особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития сосальщиков и ленточных плоских червей, связанные с паразитизмом, их многообразие.

Таблица
2,5

43


Класс Ленточные черви.
Бычий цепень.





1
16.02


Таблица
2,5

44
45

Тип Круглые черви особенности организации. Тип Кольчатые черви. Лаб.раб. №8 « Внешнее строение дождевого червя»




1
18.02
23.02

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Знать общую характеристику, происхождение, особенности организации круглых червей на примере аскариды человеческой, многообразие видов.
Распознавать и описывать представителей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Знать особенности организации, размножения кольчатых червей на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве, роль в природе и практическое значение.
Лабораторная работа
2,5








2,5

46
Класс Многощетинковые,
Малощетинковые,
Пиявки, их роль в природе и практическое значение.
1
25.02

Сравнивать классы кольчатых червей. Знать особенности строения, жизнедеятельности многощетинковых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их роль в природе и практическое значение.

2,5

47
Тип Моллюски.
Лаб.раб.№9 «Внешнее строение моллюсков»
1
1.03

Распознавать и описывать моллюсков. Описывать стадии развития моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Знать особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями, их происхождение, основные классы, черты приспособленности к среде обитания, роль в природе и жизни человека.
Определять принадлежность моллюсков к классам.
Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.
Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.
Знать особенности организации двустворчатых и головоногих моллюсков, связанные со средой обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
2,5

48
49
Класс Брюхоногие моллюски.
Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски их многообразие и
значение в природе.



1
3.03
8.03


Работа с информационными картами
2,5

50
Класс Головоногие моллюски, их многообразие и значение в природе.
1
10.03


Опрос
2,5

51
Контрольная работа №3
«Многоклеточные животные – кишечнополостные, черви и моллюски»

1
15.03

Применение полученных знаний в практической деятельности.
КИМ


52
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Лаб.раб.№10 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»»
1
17.03

Распознавать животных типа Членистоногие, их внешнее строение и многообразие.
Объяснять происхождение членистоногих.
Выделять признаки животных типа Членистоногие.
Знать особенности организации, происхождение, многообразие видов членистоногих, их классификацию.
Лабораторная работа
2,5

53
Класс Паукообразные,
особенности организации
1
31.04

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.
Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.
Знать общую характеристику класса, многообразие видов, среды обитания, низших и высших раков, их различия, роль в природе и практическое значение.

2,5

54
Класс Насекомые, особенности организации.
1
5.04

Распознавать и описывать строение насекомых.
Называть системы органов, органы и их функции.
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих
Карточки-задания
2,5

55
Тип Иглокожие, особенности организации. Многообразие и значение.
1
7.04

Распознавать строение и представителей иглокожих. Знать общую характеристику, происхождение, многообразие видов, основные классы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе, практическое значение.

2,5

56
Тип Хордовые, общая характеристика типа.
1
12.04

Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. Знать общую характеристику, происхождение, классификация, особенности организации типа Хордовые, подтипа Бесчерепные на примере ланцетника и Оболочники на примере асцидий.
Карточки-задания
2,5

57
П/Т Бесчерепные. Ланцетник.
1
14.04

Объяснять происхождение рыб. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Распознавать и описывать представителей хрящевых и костных рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Объяснять роль хрящевых и костных рыб в природе и в жизни человека.
Работа в парах.
2,5

58
П/Т Позвоночные.
Класс Рыбы. Лаб.раб.№11 «Внешнее строение рыбы в связи с образом жизни»
1
19.04

Называть системы органов, органы и их функции.
Знать общую характеристику рыб, их классификацию.
Лабораторная работа
2,5

59
Многообразие рыб, их роль в природе и практическое значение.
1
21.04


Сообщения
2,5

60
Класс Земноводные, или Амфибии.
Лаб.раб.№12 «Внешнее строение лягушки в связи с образом жизни»
1
26.04

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Знать общую характеристику земноводных как первых наземных позвоночных, их происхождение на основе сравнения с рыбами, особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития лягушки.
Лабораторная работа
2,5

61
62
Класс Пресмыкающиеся,
особенности организации.
Многообразие, образ жизни и значение
пресмыкающихся.



1

28.04
3.05

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.
Доказывать более сложное строение рептилий. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. Знать общую характеристику пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных, их происхождение, особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы.
Опрос




2,5

63
Класс Птицы.
Лаб.раб. №13 «Внешнее строение птиц в связи с образом жизни»



1
5.05

Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Знать общую характеристику птиц, их происхождение, особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися
Лабораторная работа
2,5

64

Экологические типы птиц.
1
10.05

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни
Сообщения
2,5

65
Класс Млекопитающие, или Звери. Лаб.раб. №14 «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих»
1
12.05

Распознавать представителей класса Млекопитающие.
Объяснять происхождение млекопитающих.
Знать общую характеристику класса, происхождение, основные подклассы.
Выделять особенности строения млекопитающих.
Называть и описывать органы размножения.
Описывать развитие детеныша млекопитающих.
Объяснять особенности размножения и развития млекопитающих на примере плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных.
Лабораторная работа
2,5

66




Многообразие млекопитающих.
1
17.05


Сообщения
2,5

67
Контрольная работа №4 «Тип Хордовые»
1
19.05

Применение полученных знаний в практической деятельности.
КИМ


68
Вирусы, общая характеристика.
1
24.05

Распознавать и описывать строение вируса.
Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.
Знать общую характеристику вирусов, историю их открытия, строение вируса на примере вируса табачной мозаики, взаимодействия вируса и клетки.
Лекция
2,5

69
Вирусы – возбудители опасных заболеваний.
1
26.05


Сообщения
2,5

70

1
31.05






Примечание: Использование ИКТ и материально-технического обеспечения
1 - CD1С: Школа. Животные,
2 – CD1С: Школа. Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники.
3 – Беспроводной микроскоп с программным обеспечением,
4 – Электронное учебное издание 6 класс, Биология. Живой организм. Дрофа. 2013,
5 – компьютер
6 - гербарий

15