Тесты по русскому языку 5 класс

Синтаксис и пунктуация ( 5 класс)
1) Найдите грамматическую основу в предложении: « Сухие листья тихо падают на землю».
а ) листья падают
б ) сухие листья
в ) тихо падают
2) Какой схеме соответствует предложение: « Что вы знаете о лесе?»
а ) [ ].
б ) [ ]!
в ) [ ] ?
3) Какое предложение выражает просьбу, совет, побуждает к действию:
а ) вопросительное
б ) побудительное
в ) повествовательное.
4) По интонации различаются предложения:
а ) восклицательные и невосклицательные;
б ) повествовательные , побудительные, вопросительные.
5) Подлежащее и сказуемое- это:
а ) второстепенные члены предложения;
б ) главные члены предложения;
в ) словосочетания.
6) Какое из этих предложений нераспространенное:
а ) Блекнут травы.
б ) Рощи вспыхнули вдали.
в) Я прощаюсь с теплым летом без печали и тоски.
7) Дополнение- это:
а ) главный член предложения;
б ) второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос какой?
в) Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
8) Дополнение в предложении подчеркивается:
а)  
б)
в)
9) Какой член предложения обозначает место, время, способ действия:
а) определение;
б) обстоятельство;
в) сказуемое;
г) дополнение.
10) Какая схема разбора соответствует предложению « Поздно вечером выпал первый снег»:
а)
б)
в)
11) В каком предложении есть однородные члены :
а) В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.
б) Сильный ветер гнал по улице пыль.
в) Кузнечики затянули в траве свою скрипучую музыку.
12) После обобщающего слова перед однородными членами предложения ставится:
а) запятая;
б) двоеточие;
в) тире.
13) Найдите предложение, соответствующее схеме « [ ], [ ].»
А) Шумели деревья, над ними по небу мчались тучи.
Б) Ветер разогнал тучи.
В) Летом ребята купаются , загорают.
14) Прямая речь-это :
А) Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Б) Разговор двух или нескольких лиц.
15) Основные признаки однородных членов предложения:
А) Отвечают на один и тот же вопрос.
Б) Одинаковые по значению.
В) Являются однокоренными словами.
16) Найти словосочетание « существительное + прилагательное»:
А) идем направо.
Б) помощь друга;
В) в синюю высь.
17) Найти словосочетание « глагол+ существительное»:
А) растаяли снега;
Б) объясняли пример;
В) поздним вечером.
18) Из предложения « Теплый ветер пролетает над полями» выписаны словосочетания. Найдите ошибку.
А)Теплый ветер;
Б) Ветер пролетает;
В) Пролетает над полями.
19) Найти предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным:
А) Я иду берегом реки;
Б) Всякий радуется весне;
В) Грянул веселый майский гром.
20) Найти предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным:
А) Земля- наш общий дом;
Б) Небо чистое;
В) Кудри берез расчесывает ветер.
21) Указать предложение с определением:
А) Листья налились, отяжелели и потекли;
Б) Небо медленно Заволокло тучами;
В) Днем и ночью бьются о скалы морские волны.
22) Найти сложное предложение( знаки препинания не проставлены):
А) Капли дождя резко застучали и зашлепали по листьям;
Б) Он почувствовал что кто-то схватил его за руку;
В) Синицы висели вниз головой и заглядывали в окна.
23) Найти предложение , в котором сказуемое выражено именем существительным.
А) Вышла на край леса старая лосиха.
Б) Гранит- прочный камень.
В)Пахуч весенний ландыш.










Словообразование и орфография ( 6 класс)
1)Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов, называется:
а) орфография; б) синтаксис; в) фонетика; г) морфология.

2) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов и служит для связи слов в словосочетании и предложении - это:
а) основа б) окончание; в) приставка.

3) Лексическое значение слова заключено:
а) В корне; б) в приставке; в) в основе; г) в суффиксе.

4) Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово-это:
а ) основа ; б ) корень; в) суффикс.

5) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов-это:
а ) суффикс; б) приставка; в) основа.
6) В каком слове есть нулевое окончание?
а) летят, б) кисти; в ) сад; г) красные.

7) Укажите группу однокоренных слов:
а) мебель, мебельный, мебельщик.
б ) окно, окна, к окну, в окне.
в) вода, водой, на воде, у воды.
8) В какой группе формы одного и того же слова:
а) стенной, стена, настенный, пристенная.
б) шкафчик, шкафчика, в шкафчике.
в) убирает, убрал, уборка, уборщица.

9) В какой группе не все слова имеют один и тот же корень:
А) земля, земельный, земляника, земной;
Б) белый, беловатый, беличий, белесый.
10) В каком слове суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение:
А) гвоздика; Б) сероватенький, В) желтоватый, Г) кружка.
11) В каком слове приставка обозначает отсутствие чего-либо?
А) зарастает; Б) преглупый;В) безотказный; Г) расстройство.
12) Найдите слово, соответствующее схеме
А) домашний; Б) грызут; В) надрез; Г)безопасная.
13) В каком слове основа равна корню?
А) шоссе; Б)учитель; В) дождливый.
14) Найдите правильный вариант разбора слова пригородный: А)

Б) В)

Глагол( 5 класс)

1) На какие вопросы отвечает глагол?
а) Кто? Что? б) Что делать? Что сделать? в) Какой? Какая? Какое?

2) Как изменяется глагол?
а) По падежам; б) по родам и падежам; в) по лицам и числам.

3) Каким членом предложения обычно бывает глагол:
а) сказуемым; б) определением; в) подлежащим.

4) Найдите глагол:
а) синеет; б) синеватый; в) синий.

5) Найдите глагол в неопределенной форме:
а) выйти; б) пропал; в) убежал.

6) Найдите глагол в неопределенной форме:
а) видит; б) увидеть; в) увидит.

7) В конце глагола прилечь:
а) пишется ь; б) не пишется ь.

8) В каком случае не пишется слитно:
а) (не)понравилось; б) (не)объяснить; в) (не)навидеть.

9) В каком случае не пишется раздельно:
а) (не)взлюбил; б) (не)полюбил; в) (не)годовал.

10) Найдите глагол в будущем времени:
а) пришел; б) плыву; в) найду.

11) Найдите глагол в будущем времени:
а) сказать; б) удивимся; в) раздобыл; г) пишу.

12) Найдите глагол в прошедшем времени:
а) обедаем; б)плыть; в) зайдем; г) знали.
13) Найдите глагол в будущем времени:
а) Запою; б) говорил; в) мыться; г) уходим.

14) Глаголы 1 спряжения имеют окончания:
а) –ешь, -ет, -ем,-ете,-ут(ют);
б) ишь,-ит, -ите,-ат(ят).

15) Найдите глагол 1 спряжения:
а) свистит; б) ломает.

16) Найдите глагол 2 спряжения:
а) рисуем; б) платишь.

17) Спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяется :
а) по форме 1 лица един.числа;
б) по неопределенной форме глагола.

18) Найдите группу глаголов, относящихся к 1 спряжению:
а) Смотреть, видеть, дышать, гнать;
б) брить, стелить.
в) клеить, лепить.

19) Укажите глагол, в котором пропущена буква И:
а) плат..те, б) пос..м, в) напомина..шь.

20) Укажите глагол, в котором пропущена буква Е:
а) Дыш..м, б) верт..шь; в) побре..м.
21) Найдите глагол 2 спряжения:
а) жале..шь; б) заплач..шь; в) заплат..шь.

22) Найдите глагол 1 спряжения:
а) держ..м; б) обознача..т; в) серд..шься.





Имя существительное ( 5 класс)

1) Имя существительное обозначает:
а) предмет; б) действие; в) признак.

2) найдите существительное:
а) Бег; б) Бегать; в) бегом; г) бегущий.

3) Как изменяется существительное:
а) По падежам и числам; б) по родам; в) по лицам и числам.

4) Одушевленные существительные отвечают на вопрос:
а) Кто? б) что?

5) Одушевленные имена сущ-е обозначают :
а) названия явлений и предметов неживой природы; б) названия людей и различных живых существ.

6) Найдите собственное имя сущ-е:
а) улица; б) Азия; в) орел.

7) Найдите нарицательное сущ-е:
а) Испания; б) Восьмое марта; в) праздник.

8) Найдите сущ-е женского рода:
а) рояль ;б) опыт; в) повидло; г) сумма.

9) Найдите сущ-е мужского рода:
а) прогулка; б) тюль; в) печаль; г) настроение.

10) Найдите сущ-е среднего рода:
а) соль; б) перец; в0 гвоздика; г) просо.

11) Найдите сущ-е в форме множественного числа:
а) школьники; б) дерево; в) подарок.

12) Найдите сущест-е в форме единственного числа:
а) страны; б) хищники; в) пчелка.

13) Имя сущ-е город:
а) собственное; б) нарицательное.




Виды глагола (5 класс)

1) Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? , называются глаголами:
а) совершенного вида; б) несовершенного вида.

2) Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос : а) что сделать? б) что делать?
3) Глагол совершенного вида:
а) прыгать; б) попрыгать.

4) Найдите глагол несовершенного вида:
а) рисовать; б) нарисовать.

5) Найдите глагол несовершенного вида: а) сказать; б) говорить.

6) Найдите глагол совершенного вида: а) шагать; б) бежать; в) решить; г) отвечать.

7) В какой паре оба глагола одного вида:

а) узнать-узнавать; б) кормить-накормить; в) спать-засыпать.

8) В какой паре оба глагола совершенного вида:
а) Заболеть-переболеть; б) гулять-прогулять; в) махать-махнуть.

9) В какой паре оба глагола несовершенного вида:
а) сорить-насорить;
б) знать-знавать;
в) толкнуть-оттолкнуть.
















Предложение (5 класс)

1) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на:
а) восклицательные невосклицательные; б) повествовательные , побудительные, вопросительные.

2) Повествовательные предложения- это:
а) предложения, содержащие информацию, сообщение, рассказ о чем-либо; б) предложения, содержащие просьбу, приказ, совет.

3) Найдите предложение, содержащее совет:
а) Расскажи мне пожалуйста, сказку.
б) Перестаньте шуметь.
в) Попробуй это чудесное варенье.

4) Главные члены предложения-это:
а) подлежащее и определение; б) подлежащее и сказуемое; в) сказуемое и обстоятельство.

5) Грамматическую основу предложения составляют:
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) главные и второстепенные члены предложения.

6) В предложении « Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» грамматической основой являются слова:
а) белая береза; б) принакрылась снегом; в) береза принакрылась.

7)Укажите нераспространенное предложение:
а) Наступили холода; б) Решай задачу; в) Снова выглянуло солнце.

8) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, это:
а) определение, б) дополнение; в) обстоятельство.

9) Член предложения, который обозначает, как, когда и где совершается действие, это:
а) обстоятельство ;б) дополнение; в) определение.

10) Какое предложение соответствует схеме:


а) Гроза началась внезапно; б) Мама купила килограмм конфет; в)Кот поймал в подвале мышь.

11) Обращение-это:
а) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью; б) слово или сочетание слов, называющее того, кто обращается с речью.

12) Может ли обращение занимать в предложении любое место?
а) Да ; Б) Нет.

13) Найдите предложение, соответствующее схеме ( запятые не поставлены):
а) Я книги читаю очень быстро.
б) Я вам друзья скажу по секрету.
в) Друзья к чему весь этот шум?

14) Найдите предложение с прямой речью ( запятые не поставлены):
а) Мелодии разносятся летят над белым светом.
б) По небу голубому проехал грохот грома и снова все молчит.
в) Не заночевать ли в лесу спросил мой попутчик.

15) Укажите схему, обозначающую, что прямая речь стоит после слов автора:
а) « П», - а. б) А : « П!» в) «П?»- а.

16) Какой схеме соответствует предложение : « Я спросил шепотом Сколько уже мы ждем» ( знаки препинания не расставлены):

а) А: « П?».
б) «П?»-а.
в) А: « П».
15