Памятка для классных руководителей 9-11 классов Психологические проблемы старшеклассников
Психологические новообразования 9-классников
Ведущая потребность девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности в самопознании и самоопределении.
Интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости.
Расширяется потребность в общении и его «география» большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию»
Поведение носит протестующий характер по отношению к взрослым, демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов. Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний.
противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой
Значимой деятельностью может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации
Значимой деятельностью становится вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства и т.д., а также коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы
Психологические новообразования 10-11-классников
Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения.
общее эмоциональное состояние становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.
Открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, формируется представление о собственной уникальности.
Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное.
Учебная деятельность становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек и приобретает черты избирательности, осознанности.
Стремление к доверительности во взаимодействии с взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками.
Особенности преодоления учителем сложных проявлений
у старшеклассников
Психологические особенности
Положительные проявления
Отрицательные проявления
Воспитательное воздействие
Чувство взрослости
Стремление делать что-то полезное, социально значимое
Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя)
Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.
Потребительское отношение к взрослым
Желание проверить равенство прав со взрослыми
Расширение своих прав и сужение своих обязанностей
Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования
( ребенок должен чувствовать безопасность)
Недостаточный опыт общения
Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций
Совместный анализ поступков ребенка.
Реакция группирования
Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение
Ребенок полно
·стью растворяется в группе, без нее как бы не существует.
Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями
Налаживание взаимоотношений в семье.
Расширить мир увлечений подростка
Самооценка
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения
Низкая или неоправданно высокая самооценка.
Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок.
Обстоятельный разбор причин побед и неудач.
Рекомендации классному руководителю:
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от взрослых, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия.
Если у вас не получается принять ученика таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.
2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших учеников, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие. Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то учащиеся не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.
3.Не предъявляйте к ученику завышенных требований. Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с их неудачами.
4.Не торопитесь искать виноватых. Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.
5.Не афишируйте свою беспомощность. Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.
6.Не торопитесь наказывать ученика, иначе правда для него теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своих учеников.
9.Старайтесь говорить правду, подростки очень чутко распознают ложь. Старайтесь вести себя так, чтобы ученики не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.
10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:
Рассказ об аналогичном поступке.
Обращение по неизвестному адресу.
Остроумная шутка, ответ, замечание.
Приём парадокса.
Приём незамеченного оскорбления.
Авансирование доверием, похвалой.
Приём незаслуженного одобрения.
Приём моральной поддержки и т.п.
Управление образования Администрации города Ровеньки
ГБОУ ЛНР «Городской методический кабинет управления образования»
в помощь классному руководителю
9-11 классов
Подготовила
практический психолог
ГБОУ «Ровеньковская гимназия №1»
специалист высшей категории
Баклажова О.В.
Психологические проблемыБумажный пакет15