Занятие по изодеятельности для детей 6-7 лет Ярмарка (Дымковская игрушка).




Программное содержание:
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, примакиванием, приемом тычка);
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, кольца, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины);
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета (на белом фоне алый, синий, малиновый, зеленый, оранжевый, черные цвета), творческие способности;
Продолжать воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры;
Воспитывать любовь к искусству народных мастеров России.

Оборудование:
У воспитателя:
Репродукции и образцы декоративно – прикладного искусства (Дымковская игрушка);
Аудиозаписи веселой плясовой народной песни и художественного свиста;
Образцы рисунков – упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;
Народный костюм, мешочек с сюрпризом;
На столе макет «Дымковская ярмарка»
У детей:
Шаблоны дымковских животных;
Гуашь разного цвета, кисти мягкие для рисования, кисти жесткие для клея, клей ПВА, вода, салфетки.











Ход занятия
- Здравствуйте ребята!
Всегда вы ко мне в изостудию приходили, а сегодня я решила прийти к вам в группу и привила с собой гостей, (дети здороваются)
- С собой я принесла чудо - мешочек. Посмотрим, что там?
У меня в мешочке лежат игрушки. Это современные, совершенно одинаковые игрушки: два мягких Пяточка и две железные машинки. Их можно купить в любом магазине игрушек и в Белгороде, и в Москве, и в других городах и селах. Сделаны они на фабриках и заводах, где по одному образцу, по одной выкройки изготавливают тысячи одинаковых игрушек.
Но у меня в мешочке есть другие игрушки (вытаскиваю дымковские игрушки).
- А как называются эти игрушки? (Дымковские)
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простои, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!

- Из чего сделана дымковская игрушка? (из глины)
- Кто делает эту игрушку? (дымковские мастера)
Дымковскую игрушку делает руками, от начала, до конца- один мастер, поэтому каждая игрушка индивидуальна, другой такой же не найти. Сделана она с теплотой и любовью.
- А кто знает как сделать дымковскую игрушку, с чего нужно начать? (Сначала из глины лепят фигурку, потом ее сушат, обжигают в печи. После остывания- белят и приступают к росписи ).
- Если посмотреть на узор - он необычно прост. Какими элементами расписываются дымковские игрушки?
(Кругами, точками - горошинами, кольцами, овалами, клеткой, прямыми и волнистыми линиями). Крупными и мелкими элементами.
- Какие цвета красок используют в своей росписи дымковские мастера? (Малиновый, красный, оранжевый, синий, зелёный, желтый и т. д.)
- Как вы думаете, может ли злой, жестокий человек сделать вот такую игрушку? (нет). Если в комнате находится несколько дымковских игрушек, становится светлей, теплей и радостней на душе.
- Долгими зимними вечерами дымковские мастерицы трудились над созданием этих необычных фигурок, а когда приходила весна, на большие праздники, устраивались гулянья ярмарки. Люди доставали из своих сундуков самые красивые наряды, наряжались, брали с собой товар, который хотели продать и ехали на ярмарку. У ворот встречала гостей дымковская барыня с хлебом солью. Мастера продавали свой товар, веселились и развлекались: качались на качелях, каруселях, съезжали с горки, пели песни, плясали, смотрели выступления Петрушки и скоморохов.
Давайте и мы расскажем потешку:
Физкулътминутка:
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на коровке
Детки на телятках, а внуки на козлятках.
Поехали, поехали за грибами, за орехами.
Приехали, приехали с грибами, с орехами.
В ямку бух!
- Давайте мы поиграем в ярмарку, посетителей, продавцов и покупателей мы с вами сделаем самостоятельно. Рассаживайтесь по местам. Из глины фигурки мы делать не будем, так как это очень долгий процесс. У нас с вами на столах лежат уже готовые фигурки животных и выкройки юбок, сделанные из бумаги. Нам осталось только украсить их, нарисовать дымковский узор.
- Давайте вспомним, какими элементами нужно расписывать дымковского коня? (кругами и точками- горошинами расположенными вертикальными прямыми линиями).
- Какими элементами будим украшать выкройки юбок барышень и нянь? (Кольцами разной величины: у пояса - маленькими, у низа юбки- большими, кругами, клеткой, овалами, точками-горошинами).
По ходу занятия провожу индивидуальную работу: слежу за осанкой детей, за правильным положением кисти при рисовании крупных и мелких элементов, чтобы убирали лишнюю каплю воды, поощряю детей. Когда дети закончат роспись частей игрушки, помогаю соединить их. После окончания работы дети выставляют свои фигурки на общий стол.
- Ой сколько народу собралось на ярмарке. Началось веселье: закружились карусели, откуда то послышались песни , пляски. Чтобы товар быстрее продавался, нужно лучше и громче расхваливать его, зазывать
покупателей:
У нашего Якова - товару всякого!
Нитки, катушки, весёлые игрушки,
Красивые платочки, меленькие гвоздочки,
Игрушки наши для души вашей!
Не бьются не ломаются,
Порче никакой не подвергаются!
Подходи, бедный, подходи, богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
У нас без обману, материал без изъяну!
- Посмотрите сколько покупателей набежало, пойдёмте и мы посмотрим чем торгуют на прилавках, (посудой разной: хохломские миски, кухонными досками, кувшинами, жостовскими подносами, гжельскими чайными сервизами). А рядом на прилавке какой товар? (тульские пряники, бублики, баранки, крендельки и пирожки). Как вкусно пахнет! А что здесь продают? (дымковские и филимоновские игрушки, свистульки, леденцы на палочках).
- Ребята, а как эта фигурка называется с младенцем на руках? (няня).
В кокошнике няня, в руках Ваня,
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь!
- Собрались Няни в кружок и о чем то говорят. Как вы думаете о чем? (ответы детей).
- А эти фигурки как называются? (барыни-франтихи). Посмотрите, какой у них наряд! На голове шляпки, в руках зонтик, кофта с оборкой и воротничком, а юбки в кольцах.
Девица в венце, румянец на лице,
Собой хороша, стоит не дыша!
- Покупать они ничего не собираются, продавать тоже. Стоят шепчутся смеются, как вы думаете о чем они говорят? На кого смотрят? (ответы детей)
- Наверно на всадников, которые выстроились и приготовились к конным бегам, все молодцы - удальцы, а кони какие!
Что за конь! Только тронь -
С всадником вместе ускачет вёрст за двести!

Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
- Это не простые слова. На ярмарки приезжали и заграничные гости. Они с радостью покупали дымковские игрушки и везли их в свои города. Таким образом дымковская игрушка славилась на весь мир.
Рефлексия
- Ребята вам понравилось на ярмарке? Барыня - хозяйка просит вас чтобы
вы украсили ей юбку элементами дымковской росписи.
Если вам понравилось у неё в гостях возьмите элементы яркие, нарядные.
Если не понравилось серые и мрачные.
Дети украшают юбку.
- Спасибо вам ребята, барыне - хозяйке очень понравилось, как вы украсили её наряд, и она вас хочет угостить леденцами.
15