«Ягоды: виноград». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изодеятельности


«Ягоды: виноград». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изодеятельностиТема:Ягоды: виноград.
Цели: 1. Закрепление знаний детей по лексической теме «Фрукты-Ягоды»
2. Развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
4. Совершенствование приёмов лепки из солёного теста
Материалы,
инструменты,
оборудование: зеркала, картины с изображением сада, муляжи ягод винограда, окрашенное солёное тесто, кисточки, тарелочки для воды, вода, планшеты, стеки, изюм, виноград и виноградный сокХод занятия:
Учитель-логопеди педагог ИЗО:Здравствуйте дети.
Логопед:Сегодня мы с вами поговорим о ягодах. А пока, сядет тот у кого в имени звук «А» в начале слова (Галя, Оля, Никита, Аня)
Учитель-логопед:Молодец. А теперь садится тот, у кого звук «А»в имени второй. Молодец, а теперь садится тот, у кого звук «А» в конце имени. Молодцы, садитесь все! Сегодня мы с вами вспомним где растут фрукты и какие вы знаете (Ответы детей).
Молодцы, как вы много знаете фруктов! А теперь поговорим о ягодах. Давайте вспомним какие ягоды вы знаете? (Дети отвечают). Молодцы!
А теперь возьмите в руки зеркала и давайте сделаем гимнастику для язычка:
Раз — зевнул в лесу мышонок. Рот открыть,
высунуть широкий язык,
открывать широко рот и закрывать его
Два — лакает суп котёнок. Выполнять лакательные движения языком
Три — лошадка поскакала. Рот держать широко открытым, улыбнуться,
медленнощелкать языком, присасывая, его к небу и отрывая от него, тянуть подъязычную связку
На четыре — постояла. Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его, тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку
Пять — болтают индюки. Широко открыть рот, «болтать» языком, проводя имвперёд-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл-бл. »
Шесть — качели у реки. Открыть рот, тянуться языком то к носу, то к подбородку, рот не закрывать
Семь — варенье мы попросим. Рот открыть и улыбнуться, широким языком облизыватьверхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразуего на верхнюю губку
Восемь-мячик мы подбросим. Язычок между верхней губой и зубами
Девять — звонко барабаним. Держать рот широко открытым. Стучать языком повнутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д-д»
Десять — тихо отдыхаем. Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту
Учитель-логопед:Молодцы. А теперь встаем и немного подышим: (постановка нижнедиафрагмального дыхания). Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:
Глубокий вдох, пауза, шумный выдох
---голосовое упражнения:изобразить завывание осеннего ветра:
УУУУУУУУГромко сильный ветер, тихо слабый ветер.
Учитель-логопед: Молодцы! Садитесь и давайте продолжим
Сейчас я вам кое-что покажу (показываем изюм) .– А кто знает что это? Молодцы, правильно изюм, а кто знает из чего он получается?
– Правильно из винограда!
Учитель-логопед показывает настоящий виноград, муляжи зеленого и черного винограда предлагается детям изучить через тактильные ощущения (развитие мелкой моторики) .Посмотрите на муляжи, возьмите ягодки в руки, какие они? (Дети рассказывают о своих ощущениях) .Педагог ИЗО:Ребята, а теперь послушайте интересную легенду о винограде.
Учитель-логопед:«Появился виноград на нашей Земле очень и очень давно. Его родителями были земля и солнце. В те времена виноград созревал не месяц, не два, как сейчас, а быстро – с утра до вечера. И те гроздья винограда, что успевали созреть с рассветом, становились золотистыми (от солнышка, а созревшие поздно вечером, становились темными или бархатисто-синими виноградинками»Педагог ИЗО: «Сейчас, в наше время, виноград созревает несколько месяцев: первый созревает уже в середине лета, а урожай последнего собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас остаются родителями винограда. Без солнышка не созреть ни зернышку, ни ягодке. А земля дает питание корням виноградного куста. »Учитель-логопед:Стебель и ветви у винограда называются лозой. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. Лоза очень гибкая и тонкая, поэтому ее необходимо привязывать к столбику.
Педагог ИЗО: А знаете, ребята, виноград одаривает нас не только вкусными ягодками. Из винограда делают очень вкусный и полезный сок.
Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный!
Учитель-логопед:И еще одно вкусное лакомство нам дает виноград – это изюм. Изюм – это сушеные ягодки винограда. Они тоже очень полезные. Виноград, сок и изюм очищают организм человека, дают ему силу и здоровье.
Педагог ИЗО: Давайте проведем дегустацию сока и изюма.
Учитель-логопед:А теперь немного отдохнем и сделаем зарядку для мышц лица
Вы пришли в сад и увидели бо-о-о-льшие яблоки (удивление)
А как их много! (радость)
Сорвали яблочко (изображаем как срываем)
Откусили а там червяк! (испуг, разочарование)
Молодцы, садитесь за стол.
Педагог ИЗО:
– Ребята, сейчас мы еще раз рассмотрим муляж винограда, вы посмотрели и попробовали изюм и виноградный сок, а теперь давайте сделаем гроздь винограда из солёного теста.
– Вспомните легенду. Какого цвета будет виноград, который созревал по легенде утром? (золотистым, жёлтым) .– А какого цвета будет виноград, который созревал по легенде вечером? (тёмно-синим, фиолетовым) .– Я предлагаю вам самим решить каким будет цвет вашей виноградной грозди (в тарелках лежит несколько кусочков цветного теста: жёлтое, тёмно-синее, фиолетовое).
– Из чего состоит гроздь? (из отдельных ягодок)
– Как они выглядят? (отдельные ягодки-шарики собраны в гроздь)
– Отрываем по кусочку теста и скатываем шарики, складываем их в ряд. Как они выглядят?
– Все ягодки одинакового размера или отличаются? (ягодки могут быть разных размеров) .– Как же нам собрать ягодки, чтобы они стали похожими на гроздь? (Дети отвечают: отдельные ягодки смачиваем водой при помощикисточки и соединяем их вместе в гроздь) .– Обратите внимание что гроздь винограда в своей верхней части шире, чем внизу, что значит? (Сверху больше ягодок в грозди).
Педагог показывает как из кусочка зелёного теста слепить листок. На него и укладывается гроздь винограда.
Вот работа и завершена. Результатом работы стали поделки ребят, которые могут стать после высыхания частью панно или методическим пособием, подарком-сувениром или магнитом на холодильник и т. д.
ИТОГИ:
Ребята что нового сегодня вы узнали? (Ответы детей). (Работы детей отправляются на просушивание) .