Классный час в 3 классе на тему Здоровые зубы — красивая улыбка


Классный час в 3 классе по теме:
«Здоровые зубы – красивая улыбка»
Цели:
Познакомить учащихся со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.
Учить детей основным правилам ухода за зубами навыкам личной гигиены.
Познакомить с полезными продуктами, которые поддерживают здоровье зубов
Научить бережно относиться к своему здоровью.
Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение к докторам.
Ход урока:
Постановка темы и цели урока
- Звонок пригласил нас на урок здоровья.
«Здравствуйте!» - какое удивительное слово, особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Поэтому чаще говорите «здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой.
Красные двери в пещере моей,Белые звери сидят у дверей.И мясо, и хлеб - всю добычу мою - Я с радостью белым зверям отдаю!
- О чем будем говорить на уроке здоровья?
- Мы будем говорить о зубах, которые являются чрезвычайно важной частью нашего организма и о том, что для них вредно и полезно. И, конечно же, поговорим о том, как правильно ухаживать за зубами.
- Тема нашего урока: ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ - КРАСИВАЯ УЛЫБКА
2. Актуальность проблемы
-Здоровые зубы сохраняют здоровье человека. Здоровые зубы являются украшением человека и свидетельствуют о том, что человек обладает хорошим здоровьем. Здоровые зубы продляют жизнь на 10 лет. Недаром говорится в народной пословице: "О здоровье суди не по годам, а по зубам"
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
-Здоровые зубы придают красоту человеческому лицу. Неприятно смотреть на человека с разрушившимися зубами.
- Попробуйте сказать слова, не касаясь языком передних зубов: «дом», « класс», «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?
- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.
3. Молочные зубы. Обычаи разных стран
-Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни.
- Почему их называют молочные?
-Молочными назвал детские зубы «отец медицины» — Гиппократ, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и еще не может есть твердую пищу. В те далекие времена люди считали, что зубы образуются из молока.
-Когда ребёнку исполнилось 2,5 - 3 года, полностью прорезались первые молочные зубы.
-Молочные зубы "живут" мало, несколько лет. Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы - значит, ребёнок растёт, а на месте выпавшего зуба обязательно вырастет новый зуб.
-Помните ли вы, когда у вас выпал первый зуб? Что вы делали?
- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.
-У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.
-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).
- У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).
- В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
- В России- считается, что необходимо зуб отдать мышке. Она является хорошей грызункой и имеет довольно-таки крепкие зубы, поэтому народ выбрал именно такой вариант. Мышке надо отдать зуб любым способом: выбросить в форточку, спрятать в угол, положить в самое укромное местечко.
-И если первичные, молочные, зубы являются хрупкими, то коренные даются человеку один раз и на всю жизнь.
-У взрослого человека 32 зуба. 28 зубов вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют "зубами мудрости", вырастают после 17 лет.
4. Строение зубов. Типы зубов
-Все ли зубы имеют одинаковую форму? Какой формы зубы?
-Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб. -По бокам резцов расположены клыки. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края?
-А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу. 
- Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу.
-Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково.
-Каждый зуб - это маленькая кость в нашем организме, только намного твёрже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу по 3 раза в день в течение всей жизни.
-Поверхность зубов, предназначенных для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль - это очень твёрдое вещество.
-Внутри зуба - дентин (каркас зуба) и пульпа.
-Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадёт инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.
5. Почему же происходит разрушение зуба?
-Во рту у каждого человека есть бактерии - микроскопические живые существа, они размножаются очень быстро. Там тепло и влажно. Можно питаться остатками пищи, которая застревает у вас во рту и на зубах. Росту бактерий помогает сахар.   Бактерии выделяют кислоту. Зубы покрываются смесью сахара, бактерий и кислоты.
-Кислота разъедает эмаль зубов. Образуется дырочка. Бактерии проникают внутрь. Дырочка расширяется и зуб портится. Это - кариес. Если такой зуб не лечить сразу, то потом возникает сильная боль, даже может разболеться вся область вокруг зуба.
 -Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то это может привести к потере зуба.
-Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, нужно приходить к врачу тогда, когда зубы ещё не болят, не реже 2-х раз в год.
А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не может хорошо пережёвывать пищу, и от этого может заболеть желудок.
-Чтобы сохранить здоровые зубы, рекомендуется исключить «вредные» продукты из своего рациона.
-Все сладости (включая всевозможные конфеты, печенье, торты, пироги, хлеб, кексы, чипсы, изюм и некоторые другие сухофрукты). Эти продукты содержат большое количество сахара и отлично прилипают к зубам, обеспечивая источник жизни для бактерий. Наиболее щадящие для зубов сладости – это темный шоколад, зефир и мармелад.
-Газированные напитки.
-Так же на эмали могут образоваться трещины.
- Трещины могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы, от дурной привычки брать в зубы гвозди, булавки, грызть ручки, карандаши.
-А что будет с эмалью зубов, если чередовать холодную и горячую пищу? Давайте проведем опыт. Накалим стекло на спиртовке и опустим его в холодную воду.
-Какой вывод можно сделать?
6. Физкультминутка
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши и скажите «да-да-да! », за неправильный совет говорите «нет-нет-нет! » и топайте ногами.
1. Постоянно нужно есть для зубов: овощи, фрукты, молочные продукты. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, он совсем – совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет?
3. Зубы вы почистили и идете спать, захватите булочку сладкую в кровать? Это правильный совет?
4. Чтобы зубы укреплять, полезно гвозди пожевать. Все я верно говорю?
6. А теперь совет полезный, нельзя грызть предмет железный.
Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят), а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)
Фразы:
– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:
грызть ручки и карандаши (прыгают)
правильно питаться (сидят)
часто есть сладкое (прыгают)
грызть орехи (прыгают)
чистить зубы (сидят)
есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
ходить вовремя к врачу (сидят)
Правильное питание.
-Крепкие здоровые зубы зависят от правильного питания.
-Какие полезные продукты для наших зубов вы знаете?
Загадки.
1.Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся
2.Что за белые крупинки?Не зерно и не снежинки.Скисло молоко — и в срокПолучили мы...
3.Не снег,А белое всегда.Хоть и течет,А не вода.
4.Сделан он из молока,Но тверды его бока.В нем так много разных дыр.Догадались? Это...
5.В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку,Горох, Петрушку и свёклу. Ох! .. 
1. Молоко и молочные продукты (творог, сыр, сметана, кефир): содержат много фосфора и кальция, что укрепляет зубную эмаль.
2. Мясо: содержит белок, необходимый для формирования твердых тканей зубов.
3. Рыба: мясо рыбы богато фосфором. Для восстановления этого вещества в организме достаточно включить рыбу в рацион 1 – 2 раза в неделю.
4. Овощи и фрукты: содержат минералы, витамины и клетчатку. Помимо этого, сырые фрукты и овощи способствуют механической очистке полости рта от остатков пищи.
5. Вода (особенно фторсодержащая вода), молоко и несладкий чай. 
9. Правила ухода за зубами
Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить и ухаживать за ними. Нужно удалять остатки пищи, которые остаются на зубах и в межзубных промежутках . И в этом вам поможет зубная щетка .Так как же нам правильно выбрать зубную щетку? Обращаем внимание на следующие факторы.
1. Щетина. Отдавайте предпочтение изделиям с искусственной щетиной. Дело в том, что модели, изготовленные из натуральных материалов (из свиной щетины), являются идеальной средой для роста бактерий и способствуют развитию болезней ротовой полости. К тому же кончики натуральной щетины могут оказаться очень острыми, что приведет к травмам десен и эмали.
2. Ручка. Ручка должна быть удобной, широкой и прорезиненной.
3. Жесткость. Детям от 5 до 12 нужно выбирать мягкие щетки, а вот после 12 стоит перейти на изделия средней жесткости.
4. Размер. Для ежедневного использования следует покупать зубные щетки с небольшой рабочей частью, захватывающей 2-2,5 зуба.
Старайтесь всегда правильно чистить зубы и меняйте щетку раз в 2,5-3 месяца. После каждого использования тщательно промывайте ее под проточной водой и храните в открытом стакане щетинками вверх.
Вторым важным вопросом является выбор зубной пасты.
Все зубные пасты делятся на гигиенические и лечебно профилактические.
В 9-10 лет предпочтительней выбирать вторую группу, потому что происходит смена прикуса и уход за полостью рта особо важен для прорезающихся постоянных зубов.
Дополнительные средства по уходу за полостью рта.
Сплат- пенка для очищения зубов между чистками.
В состав пенки входит комплекс молочных ферментов, которые препятствуют развитию кариеса, разрушает оболочки бактерий, приводя их к гибели. Вызывает рост полезных защитных бактерий полости рта, уменьшает образование налета и препятствует его прилипанию к поверхности эмали. Надолго сохраняет дыхание свежим.
Способ применения:
Несколько раз нажмите на дозатор и в течение пяти секунд подержите пену во рту, затем сплюньте. Чистить и споласкивать водой не нужно. Используйте каждый раз после еды и улыбайтесь с удовольствием! Не требует зубной щетки и споласкивания водой.
Порядок чистки зубов в период сменного прикуса.
- Приготовьте средства для чистки зубов
- Чистка начинается с жевательной поверхности верхних правых зубов; по часовой стрелке движемся вдоль зубного ряда верхних и нижних зубов, завершаем чистку на нижних правых зубах.
- Зубную щетку устанавливаем под углом к зубному ряду, и совершаем движения поперек окклюзионной (смыкательной) поверхности.
- Боковыми щетинками зубной щетки вертикальными движениями очищаем боковые поверхности зубов со стороны щеки и губ.
- Концевыми и боковыми щетинками зубной щетки очищаем боковые поверхности зубов со стороны языка и неба.
- Тщательно очищаем небные и язычные поверхности передних зубов концевыми щетинками зубной щетки.
- Язык очищаем двумя-тремя движениями от корня.
-Тщательно сполосните рот водой
-Промойте щетку и поставьте в стакан ручкой вниз
10. Практическая работа.
11. Итог. Игра «Подумай и ответь»

1. Трещины на эмали зубов могут образоваться от:
А. Если есть много моркови.
Б. Если грызть карандаши и ручки
В. Если есть мясо и рыбу
2. Зловредные микроорганизмы во рту усиленно размножаются ...
А. Ночью
Б. Днём
В. Когда я ем
3. С какой щетиной следует покупать зубную щетку?
А. С густой - чтобы было чем чистить!
Б. С любой - не вижу особой разницы
В. С мягкой - так дёсны не травмируются
4. Когда особенно вредны карамель и шоколад?
А. Вприкуску с чаем - и сахар класть не надо!
Б. Перед едой, чтобы заесть неприятный вкус супа
В. Перед сном - чтобы увидеть сладкий сон
5. Сколько времени нужно потратить на вечернюю чистку зубов?
А. Полминуты - и пора спать
Б. Одну минуту
В. Три минут - чтобы всякую гадость хорошенько вычистить!
6. Медведь сосёт лапу. А к чему ведёт детская привычка сосать палец?
А. Может измениться форма пальца. И вообще превратишься в медведя.
Б. Есть вероятность развития кариеса
В. Может сформироваться неправильный прикус
7. С какого возраста надо приучать малыша чистить зубы?
А. С двух лет - в этом возрасте дети ещё слушаются старших
Б. С полугода - хорошему учатся с детства
В. С трёх с половиной - малыши уже смышлёные
8. Что наиболее вредно для зубов и дёсен?
А. Мороженое
Б. Горячий вкусный кофе
В. Мороженое, которое запиваешь, горячим вкусным кофе
9. Какие продукты наиболее полезны для зубов?
А. Шоколад, мармелад, карамель, ирис
Б. Молоко и молочные продукты
В. Газированная вода
10. Кстати, а когда нужно чистить зубы?
А. Каждый вечер перед сном
Б. Каждый день утром
В. Утром и вечером
Вот и подошел к концу наш урок. Осталось пожелать вам крепкого здоровья и красивой улыбки!!!! Спасибо за урок.
Приложение
Интересные факты о зубах
Зуб Исаака Ньютона был продан за 3300$ в 1816 году одному аристократу. После покупки этот человек вставил зуб ученого себе в перстень как украшение.
Хоккей считается самым опасным видом спорта для зубов. Порядка 2/3 всех хоккеистов потеряли хотя бы по одному зубу во время игры.
Зубная эмаль — это самое твердое вещество, которое может производить наш с вами организм.
У многих грызунов (кролики, бобры, крысы и т.д.) зубы растут постоянно, поэтому их надо стачивать, иначе они вырастут до такой длины, что бедный зверек не сможет кушать и погибнет.
В 17-18 веках в стоматологии уже вставляли искусственные зубы. Правда, они были не совсем искусственные. Это были зубы погибших на поле боя солдат.
Зуб — это единственная часть человеческого организма не способная к самовосстановлению, поэтому к ним нужно относиться особенно бережно.