Методическая разработка урока биологии в 7 классе Хищные млекопитающие
Урок биологии в 7 классе
«Хищные млекопитающие»
Подготовила учитель биологии МБОУ «СОШ с.Буревестник»
Борисова Людмила Ивановна
Цели урока:
Образовательные:
Выявить общие признаки внешнего строения и поведения хищных млекопитающих.
Показать особенности строения, поведения, образа жизни представителей некоторых семейств отряда хищные.
Развивающие:
Повышать уровень познавательных способностей и самообразования учащихся через различные формы работы
Формировать умение работать с материалами презентации, выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать вопросы и выводы, ориентироваться в тексте.
Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные:
Показать значение хищных млекопитающих в природе и жизни человека, обосновать необходимость их охраны.
Воспитание любви к природе, к животным
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, раздаточный материал, карточки с заданием, презентация с изображением животных
Методические приемы: демонстрация слайдов с изображением животных, беседа, игровые ситуации, подведение итогов.
Ход урока:
Девиз урока:
«Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать»
Рене Декарт.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности, постановка проблемы.
Сегодня мы с вами продолжаем совершим путешествие по страницам класса Млекопитающие. Погрузимся в мир хищников .В настоящее время в составе отряда хищных насчитывается около 100 родов и 240 видов. Этот мир населяют особи, которое ведут достойный и независимый образ жизни. Но, к сожалению, встречаются убийцы – преступники, на них заведено 340 дел.
- Назовите их имена?
- А кому известны их приметы?
- Почему необходимо изучать данных животных?
Определите задачи урока:- Познакомиться с образом жизни хищников.- Познакомиться с особенностями внешнего строения животных, с их поведением, местообитанием.-Определить роль млекопитающих в природе и практическое значение для человека, их охрана.Чтобы усвоить задачи нашего урока, вы должны внимательно слушать объяснения учителя, своих одноклассников и принимать активное участие в процессе урока.
- Путешествуя по этому миру, мы совершим несколько остановок.
1. Остановка. Станция «Зоопарк».
Экскурсоводы, заранее подготовленные учащиеся, рассказывают по слайдам о хищных млекопитающих. Конкурс на лучший и интересный рассказ: лев, тигр, леопард, бурый и белый медведи, рысь, волк, лиса, норка. Регламент – 1 минута.Безответственный сторож забыл закрыть дверь, из клеток звери убежали. Помогите животным найти свою клетку.
Распределите животных по семействам:
1-в. Собачьи, 2- в. Кошачьи, 3-в. Куньи
Волк, пума, норка, хорек, рысь, волк, соболь, лев, песец, горностай, леопард, лисица. Найти место рыжей лисицы и бурого медведя в системе животного мира.
(Взаимопроверка. Верно выполненное задание на слайде.)2. Остановка Станция «Географическая».
Самостоятельная работа с учебником.
Задание. Рассказать о местах обитания представителей отряда Хищники.
3. Остановка. Станция «Исследовательская»
Млекопитающие – это удивительное творчество природы. В основе их жизнедеятельности лежат определенные принципы. На протяжении всей истории человек учился у природы и создавал различные виды искусственных систем по типу природных. Будущее уже наступило. Роботические протезы, электронные имплантаты и экзоскелеты, которые уже сегодня делают слепых зрячими, слабых – сильными, парализованных – подвижными, а здоровых – суперменами.- Какие конструкции были созданы человеком по образцу или подобию зверей?
- “Применение ультразвука в науке и технике” (Сообщение ученика)
- Благодаря свойству глаза кошки и других животных отражать свет обратно создали светоотражающие устройства (катафоты)... (Сообщение ученика)
- Изучение сетчатки глаза позволило открыть роль зрительной системы в управлении движением. (Работа учащихся с дополнительными источниками, заранее подготовленными).
4. Станция. Остановка «Угадай – ка!»
Зачитываю описание хищных млекопитающих, учащиеся по описанию называют животное.
Хищник. Он относится к семейству кошачьих. Является родственником современных милых и добродушных домашних кошек. Они не похожи друг на друга внешне. Не найдется в мире двух особей с одинаковыми мордами, потому что их морда – это все равно, что отпечаток пальца у человека. Ночью видят очень хорошо. Они в 6 раз видит лучше, чем человек. (Лев)
Обладают способностью издавать инфразвук, не слышимый человеком, но его жертву этот звук приводит в состояние оцепенения.Это очень большие кошки. Наблюдения за ними показали, что эти животные любят воду. И много времени могут проводить в водоемах, охлаждаясь жарким днем. (Тигр).
Это опасный хищник. Он очень красивый зверь. Самцы достигают длины до 250 см. Хвост примерно 100см. В холке высота 70 см. Самки – мельче самцов. Тело покрыто пятнами, включая конечности. Этот окрас защищает зверя , так как пятнистый окрас менее заметен в естественной среде. Это важно во время охоты. Весит примерно 50 кг.( Леопард).
Они любят плавать. Хорошие пловцы. Ловко лазают по деревьям, далеко прыгают. Они очень осторожные охотники. В основном ведут оседлый образ жизни, но при необходимости могут кочевать. У самцов и у самок свои личные территории. Охотятся на зайцев, небольших кабанчиков, лосей, оленей, птиц, грызунов. Оба родителя ухаживают за своим детенышем. Детеныши рождаются слепыми. Почти 2 месяца мать кормит их молоком. Живут приблизительно 15-20 лет. (Рысь)
Его считают хозяином леса.
За время зимней спячки теряет в весе до 80 кг, так ничего не ест.Занимает всю лесную и лесотундровую зону Евразии и Северной Америки. Ареал его распространения огромен. В России не встречается в южных районах лесной зоны. Много их в лесах Сибири, Дальнего Востока. (Бурый медведь)
Это очень преданные и честные животные. Они никогда не предадут семью. Многие годы защищают свою семью и заботятся о ней. Долгое время может голодать, но силу при этом не теряет. Они обитают :почти на всей территории России. Так же их можно встретить в Азии, Северной Америке, в Финляндии, Польше, Италии. (Волки)
4. Станция. Остановка «Привал»
Из слова ГОРНОСТАЙ составить как можно больше слов (1 мин.)
Гора, нос, стан, сон, гонор, рог, роса, сорт, сор, нота, сторона, нора, нога, осот, стог и др.5. Станция. Остановка «Творческая»
Составить кластер «Значение хищных млекопитающих в природе и в жизни человека их охрана»
Памятка по составлению кластера.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.
Для создания кластера нужно:
1) Ознакомиться с текстом;
2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.
3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;
4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.
6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.
7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.
Закрепление знаний. Фронтальная беседа.
Вопросы для закрепления:1.Какие семейства объединяют в отряд Хищные?2.Каких представителей этих семейств вы знаете?3.Чем кошачьи отличаются от волчьих?4.Почему кошачьи относятся к хищникам?5.Какие хищные животные обитают в нашей местности?6. Какую роль выполняют хищники в природе?
Рефлексия занятия. Домашнее задание
- Молодцы, ребята! Сегодня вы все плодотворно потрудились. (Выставление и комментирование оценок)
- А сейчас прослушайте домашнее задание. Подготовить рефераты на тему: « Волк – кто он: враг или санитар природы?»,
« Жизнь хищников на Курилах».
Учащиеся оценивают свою активность на уроке.