Программа военно-патриотического объединения «Патриот»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №1»
ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ПАТРИОТ»
Разработчик:
Емельянов Сергей Васильевич,
учитель ОБЖ
высшей квалификационной категории
Бийск
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт программы
3
Пояснительная записка
4
Учебно-тематический план
5
План мероприятий на 2012-2013 учебный год
9
Требования к уровню подготовки обучающихся
10
Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы
11
Паспорт
рабочей программы
Тип программы: программа дополнительного образования
Статус программы: рабочая программа военно-патриотического объединения
Категория обучающихся: учащиеся 8 класса МБОУ «Гимназия № 1»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 70 часов
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 час – учебный, 1 час – по плану мероприятий на 2012-2013 учебный год)
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
В связи с этим на базе МБОУ «Гимназия № 1» создано военно-патриотическое объединение «Патриот», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Программа военно-патриотического объединения «Патриот» разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности», «Об образовании».
В ходе занятий, обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создании Вооруженных Сил, боевых традициях и символах воинской чести. Знакомятся с историей родного края. Повышают спортивный уровень в ходе спортивных соревнований, ведут здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. Из них 35 часов – учебных, 35 часов – по плану мероприятий на 2012-2013 учебный год.
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания учащихся гимназии, способной обеспечить воспитание настоящего гражданина и патриота, привить учащимся чувство любви к Родине.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создать условий для становления и функционирования системы патриотического воспитания в гимназии;
воспитать личность гражданина - патриота своей Родины, способного встать на защиту Отечества;
уберечь подрастающее поколение от проявления политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
физически развивать молодежь, формировать здоровой образ жизни.
Основные формы реализации программы: занятия, соревнования, конкурсы, смотры, слеты, экскурсии, организация КТД, исследовательская и поисковая работа, круглые столы, издательская деятельность, турниры, создание баз данных, эстафеты и т.д.
Учебно-тематический план
Тема
Содержание
Кол-во
часов
1. Патриотическое воспитание (5 ч)
1. Подготовка к служению Отечеству
Оборона, защита интересов государства – важнейшая функция обеспечения безопасности общества и личности.
1
2. Основы военной службы
Основные понятия и определения. Общая организация обороны. Роль Вооруженных сил РФ в предотвращении крупномасштабных террористических актов.
1
3. Символы воинской чести
Боевое Знамя, ордена и награды за воинское отличие, ритуалы ВС РФ.
1
4. Вооруженные силы РФ на современном этапе
Виды Вооруженных сил, рода войск, вооружение, боевые возможности. Воинские уставы и воинские коллективы. Воинские звания, знаки различия и военная форма одежды. Обязанности военнослужащего.
1
5. Прохождение военной службы
Обязательная и добровольная подготовка к службе в Вооруженных силах РФ.
1
2. Огневая подготовка (12 ч)
1. Пулевая стрельба в России
История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Успехи российских стрелков на международной арене. Победители и призеры чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.
1
2. Теоретические основы стрельбы
Выстрел. Отдача винтовки. Элементы траектории полета пули. Стабилизация полета пули. Рассеивание пуль. Определение средней точки попадания. Влияние однообразия прикладывания винтовки к плечу. Углы возвышения и бросания. Диоптрический прицел.
1
3. Устройство пневматической винтовки
Общие сведения. Назначение и устройство основных частей. Работа частей и механизмов. Хранение оружия. Углубленное изучение устройства винтовки и работы ее частей и механизмов.
1
4. Меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием
Права и обязанности стрелка. Правила выполнения стрельбы. Правила обращения с оружием. Правила проведения соревнований по стрельбе.
1
5. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе
Заряжание винтовки. Принятие положения для стрельбы сидя за столом или стоя около стойки с опорой локтями на стол или стойку. Прицеливание с открытым прицелом, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания. Проверка боя винтовки. Регулировка прицела по вертикали и по горизонтали. Контровка прицела.
1
6. Техника стрельбы из пневматической винтовки
Стрельба по мишени № 8 из положения сидя за столом или стоя с опорой локтями на стол или стойку. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 25 (5 пробных + 20 зачетных)
1
Стрельба по мишени № 8 из положения стоя без упора. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 25 (5 пробных + 20 зачетных).
1
Стрельба по мишени № 8 из положения с колена.
Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 13 (3 пробных + 10 зачетных).
1
Стрельба по мишени № 8 из двух положений: сидя за столом или лежа с упора, затем стоя. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 25 (5 пробных + 10 зачетных на каждое положение).
1
Стрельба по мишени № 8 из трех положений: сидя за столом или лежа с упора, затем с колена, затем стоя. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 35 (5 пробных + 10 зачетных на каждое положение)
1
Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения стоя. Дистанция – 10 (5) м.
Количество выстрелов – 8 (3 пробных по мише 8 или спортивной «П» для проверки боя винтовки – без ограничения времени + 5 зачетных с минимальным временем по секундомеру). И.п. – пули и разряженная винтовка с открытым стволом лежат на столе, а стрелок стоит около стола.
1
Скоростная дуэльная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения стоя одновременно двумя стрелками – «дуэлянтами». Дистанция – 10 (5) м. Количество выстрелов – 8 (3 пробных по мишени № 8 или спортивной «П» для проверки боя винтовки – без ограничения времени, а затем 5 зачетных по силуэтным падающим мишеням с минимальным временем, пока один из «дуэлянтов» первым не поразит все 5 мишеней). Стрельбу ведут на скорость одновременно два стрелка – каждый по своим мишеням. И.п. – пули и разряженные винтовки с открытыми стволами лежат на столах перед стрелками. Стрельба начинается по команде.
1
3. Строевая подготовка (6 ч)
1. Строй и его элементы
Понятия строй, шеренга, линия машин, колонна. Понятия элементов строя: фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя.
1
2. Строи отделения и взвода
Развернутый строй, двухшеренговый строй, походный строй. Понятия ряда, направляющего, замыкающего.
1
3. Строевая стойка и выполнение команд
Правила принятия строевой стойки. Команды: «СМИРНО!», «СТАНОВИСЬ!», «ВОЛЬНО!».
1
4. Повороты на месте, движение
Приемы поворотов. Команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!». Строевой шаг, походный шаг, движение бегом.
1
5. Воинское приветствие
Понятие воинского приветствия. Обязанности военнослужащего при выполнении воинского приветствия. Выполнение воинского приветствия на месте: без головного убора, при надетом головном уборе.
Выполнение воинского приветствия в движении: без головного убора, при надетом головном уборе, при обгоне начальника.
1
6. Выход из строя и возвращение в строй
Команды, выполняемы при выходе из строя и возвращении в строй. Правила выхода и возвращения в строй. Правила подхода и отхода от начальника.
1
4. Основы первой медицинской помощи (8 ч)
1. Общие принципы оказания первой помощи
Понятие и сущность первой медицинской помощи. Правила и принципы оказания медицинской помощи. Осмотр пострадавшего.
1
2. Средства первой помощи
Стандартные средства медицинской помощи: аптечки, перевязочный материал, шкафчики, санитарные сумки.
Импровизированные средства медицинской помощи: платки, простыни, палки, доски, зонты и т.д.
1
3. Кровотечение
Понятие кровотечений. Виды кровотечений.
1
4. Остановка внешнего кровотечения
Остановка капиллярного, венозного и артериального кровотечений. Использование средств медицинской помощи при остановке кровотечений.
1
5. Остановка иных наружных кровотечений
Правила остановки кровотечений из уха, из легких, из пищеварительного тракта, из носа и после удаления зуба. Правила обращения с пострадавшим при наружных кровотечениях.
1
6. Внутреннее кровотечение
Кровотечение в брюшную полость. Кровотечение в плевральную область. Причины возникновения внутренних кровотечений. Признаки внутренних кровотечений. Правила обращения с пострадавшим при внутренних кровотечениях.
1
7. Кровотечение из головы
Правила использования средств медицинской помощи, правила обращения с пострадавшим, когда необходимо звонить врачу.
1
8. Повреждение связочно-сумочного аппарата
Понятие повреждения связочно-сумочного аппарата, признаки повреждения, первая медицинская помощи при повреждении связочно-сумочного аппарата.
1
5. Военно-исторические знания (4 ч)
1. История родного края
История возникновения объектов соцкультбыта. 2.Участники ВОВ из числа жителей города. История жизни города в войну и его восстановления в послевоенное время.
2
2. Дни воинской славы РФ
История возникновения дней воинской славы. Федеральный закон «О днях воинской славы».
1
3. Правила приема в военно-учебные заведения
Военно-учебные заведения РФ. Кандидаты для зачисления в военно-учебные заведения. Профотбор в военно-учебные заведения. Нормативы физической подготовки.
1
Всего часов: 35 часов
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
Наименование мероприятий
Сроки
Развитие самоуправления и самоорганизации
1.
Выборы командира, актива объединения
Сентябрь
2.
Проведение тренингов по реализации лидерских качеств
В течение года
3.
Выставление информации о деятельность объединения на сайте гимназии
В течение года
Военно-патриотическое направление
1.
Фестиваль патриотической песни «Пою мое Отечество»
Ноябрь
3.
Уход за памятником воинской славы
В течение года
4.
Цикл бесед на тему «Памятные дни в истории Отечества»
Январь
5.
Оказание помощи ветеранам ВОВ
В течение года
6.
Уроки Мужества
Февраль, май
7.
Сбор материалов об участниках ВОВ
Апрель
8.
Встречи с ветеранами и участниками ВОВ
Февраль, май
Научно-техническое направление
1.
Проведение занятий по тактической и медицинской подготовке, защите от оружия массового поражения
В течение года
Спортивное направление
1.
Проведение соревнований по пулевой стрельбе
Ноябрь
2.
Конкурс «А ну-ка, парни»
Февраль
3.
Спортивные соревнования на базе ПУ №4, БПК
Февраль
4.
Смотр песни и строя
Февраль
5.
Участие в городском слете «Вперед, мальчишки!»
Февраль
6.
Участие в городской военно-спортивной игре «Зарница»
Март
Краеведческое направление
1.
Подготовка материалов для газеты
В течение года
2.
Сбор материалов о городе Бийске «Улицы нашего города»
Март
3.
Встреча со Шмойловым Э.П. в музее гимназии «Помнит сердце, не забудет никогда»
Май
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения программы ученик должен:
- знать историю родного края, помнить и чтить односельчан-участников ВОВ, знать и помнить дни воинской славы РФ, символику РФ, а также правила приема в военно-учебные заведения;
- самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт);
- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить простейшие лечебные мероприятия и обеспечивать скорейшую транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждать опасные последствия травм, кровотечений, инфекций и шока;
- владеть строевыми приемами, уметь двигаться строем, уметь выполнять воинское приветствие;
Критерием успешности прохождения данного курса является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к курсу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоционально-психологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности.
перечень учебно-методического обеспечения
рабочей программы
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515