Разработка урока самопознания Урок Доброты 5 класс
«Урок доброты»
Цель:
расширять представление детей о доброжелательности как ценном качестве человека.
Задачи:
- раскрывать значение понятия «доброжелательный человек»;
- развивать потребность дарить радость окружающим людям;
- воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся
к себе и другим.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер,
цветные маркеры, мягкая игрушка.
1. Круг радости
Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас, приглашаю вас в круг радости, для проведения круга радости я использую отрывок из древнеиндийского эпоса, учащиеся должны почувствовать из этих строк, что доброта почитается с давних времен.
Прекрасные качества есть человечьи,
Но самое ценное – добросердечье,
Ибо добро не бывает напрасно,
Всевластно добро, потому и прекрасно!
2. Беседа.
Цель моей беседы выявить представления у учащихся о ценностях доброты, и проявлениях этого качества в повседневной жизни.
С чем ассоциируется слово доброта?
Как можно определить доброту человека?
Какие примеры проявления людьми доброты, вы можете привести?
Выслушав рассуждения детей , я предлагаю учащимся познакомиться со стихотворением, которое поможет осознать неограниченность пространства добра, которое окружает человека.
3. Чтение стихотворение:
На доброе слово не надо скупиться.Сказать это слово - что дать напиться.Со словом обидным нельзя торопиться,Чтоб завтра себя самого не стыдиться.Но слова обидного остерегатьсяНе то же ль, что собственной тени бояться?Я истины эти знаю из млада,А думать над ними всю жизнь мне надо.
4. Беседа.
Как вы понимаете выражение «На доброе слово не надо скупиться»? Я выслушиваю ответы детей и дополняю их.
Один мудрец сказал такие слова: "Жизнь каждого человека - это вселенная, потерю которой невозможно восполнить". Что значит - быть Человеком? Самые прекрасные качества человека: доброта, ум, сила духа, смелость, терпимость, любовь к окружающему миру и т. д. Самая главная профессия в жизни - это быть человеком.
5. Минутка тишины (звучит спокойная музыка)
Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты» Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).
Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).
Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы!
6. Размышление над ситуацией.
А сейчас прочтите рассказ В. Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
7. Беседа:
Ребята как вы думаете может ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил бы вас этот случай? (Дети отвечают).
8. Игра. “Собери пословицы и поговорки”.
А теперь поиграем. На интерактивной доске появляются пословицы и поговорки, начало и конец, вы должны правильно их собрать и объяснить.
Добрые дела
красят человека
Делать добро
спеши
Без добрых дел
нет доброго имени
Жизнь дана
на добрые дела
Злой не верит
что есть добрые люди
Скромность каждому
к лицу
Скромность украшает
человека
За добро добром и
платят
9. Упражнение “Правила доброжелательности”
Я предлагаю вам сейчас разделиться на 2 группы и выработать правила доброжелательности. При обсуждении задания я помогаю ученикам советами-подсказками, как можно проявлять доброжелательность - дружескими жестами и мимикой, словами нежности и поддержки.
По окончании упражнения каждая группа записывает на доске правила и объясняет.
10. Разминка:
Ребята, давайте сейчас встанем в круг и перебрасывая мягкую игрушку друг другу, назовите примеры проявления доброжелательности к людям. Например: пропустить вперед в очереди, помочь донести тяжелую ношу, сделать комплимент, простить обиду.
11. Обобщение:
- Доброжелательность важно проявлять не только к близким, родным, друзьям, одноклассникам, но и к незнакомым людям. Доброжелательное отношение способствует взаимопониманию, успешному сотрудничеству.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: “Я делаю нужное дело, приношу пользу людям”.
12. Рефлексия:
Звучит музыкальный фрагмент.
Круг «От сердца к сердцу»
И так, как на смену зиме приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли, меняется внутреннее состояние. И обретя внутреннюю силу и спокойствие, вы сможете привести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Вы становитесь сильнее. И вы сможете удивиться, как легко быть свободным, сильным и уверенным, как легко знать, что вы способны на это.
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможемТвоя доброта, улыбка твоя.Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
Я хочу, чтоб все смеялись,Чтоб мечты всегда сбывались.Чтобы детям снились радостные сны,Чтобы утро добрым было,Чтобы мама не грустила,Чтобы в мире больше не было войны.Мир! Мир! Свет!Мир – это радость, это дружеский привет!
Заголовок 1Заголовок 315