Технологическая карта урока по биологии «Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы
№ 36 от________ дата.
Тема урока: «Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы».
Цели урока: расширить представление учащихся о многообразии млекопитающих; познакомить с общей характеристикой отрядов Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы; с особенностями строения и образа жизни отдельных представителей названных отрядов; с их значением в природе и жизни человека; показать необходимость охраны представителей названных отрядов.
Задачи:
Образовательная: дать представление учащихся, о отрядах млекопитающих; познакомить с особенностями строения, процессами жизнедеятельности; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Познавательные УУД : Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.
Межпредметные связи: история, география, экология.
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет льва».
Организация пространства: индивидуальная, групповая.
Технология проведения
Содержание деятельности учителяСодержание деятельности учащегося
Самоопределение к деятельности Организационный этап Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
1.Фронтальная беседа.
Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов: кит дышит легкими; у зародыша синего кита закладываются зубы (затем они исчезают); в скелете синего кита имеются остатки тазовых костей? Какие особенности строения кита свидетельствуют о том, что его предки были обитателями суши? Несмотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если попадет случайно на сушу. Почему?
2.Письменная работа по карточкам. Определить, о животных какого отряда идет речь.
Карточка 1
Водные животные, тело торпедообразное, шея не выражена; передние конечности в виде ластов, задние — атрофированы (не развиты); хвостовой плавник располагается горизонтально, является органом движения; кожа гладкая, под ней лежит толстый
слой жира; ушные раковины отсутствуют; во рту находится цедильный аппарат из роговых пластин.
Карточка 2
Морские хищники, на сушу выходящие только для размножения и выкармливания детенышей; конечности в виде ластов; под кожей залегает толстый слой жира, ушные раковины отсутствуют; у большинства представителей зубы конической формы.
Карточка 3
Наземные и полуназемные звери, питающиеся разными позвоночными; резцы мелкие, клыки большие, конические, острые, коренные зубы остробугорчатые; на каждой челюсти слева и справа располагается по одному зубу с режущими вершинами.
Карточка 4
Самые крупные наземные растительноядные животные; населяют территории Азии и Африки; верхняя губа срастается с носом, образуя мускулистый орган; клыков нет, заметна одна пара видоизмененных резцов; размножаются редко — один раз в 4 года; ведут стадный образ жизни. Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Ответ на вопросы учителя.Самооценка.
Постановка учебной задачи Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы заканчиваем изучать класс млекопитающих. И изучим последние отряды. Представителей этих отрядов мы видим на слайде (слайд №1)
Тема урока, цель, задачи. Беседа Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи.
Построение проекта выхода из затруднения проговаривают
название следующего этапа
Проговаривание темы урока, цели и задач урока Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Первичный контроль знаний
Давайте познакомился с отрядами млекопитающих.
Делимся на 3группы, изучаем 3 отряда класса млекопитающих и представляем свои мини, проекты. По ходу презентации проекта заполняем таблицу.
Отряд Представитель Характерные признаки Значение для человека и природы
Заслушивание отчетов в группе. Оценивание групп.
Физминутка
Проверка знаний. Беседа.
1.Каково происхождение названия отряда парнокопытных?
2.Где обитают парнокопытные, как это связано с особенностями строения их конечностей?
3.В чем особенность строения пищеварительной системы парнокопытных?
4. Какова классификация парнокопытных, какие сюда относятся подотряды и семейства?
5. Почему свиней и бегемотов относят к подотряду нежвачных парнокопытных?
6. Какое строение имеет желудок жвачных парнокопытных?
7. Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?
8. Какие парнокопытные занесены в Красную книгу России?
9. На основании каких признаков носорогов относят к непарнокопытным?
10. Почему носороги не имеют шерстяного покрова?
10.Где встречаются носороги, как среда обитания повлияла на строение и образ жизни носорогов?
11. Каковы особенности распространения и образа жизни лошадиных.
Участвуют в беседе. Работают с текстом. Производят его анализ. ( работа индивидуальна).
Работа в 3 группах
Представление проектов. Самооценка своей работы.
физминутка
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают себя после опроса.
Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Что интересного вы узнали?
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.34. пересказ. Многоклеточные животные повторить. Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку