Использование возможностей детского объединения для усиления роли гражданско-патриотического воспитания


Использование возможностей детского объединения для усиления роли гражданско-патриотического воспитания
Учитель начальных классов
МБОУ Первомайская школа № 1
Маланка Екатерина Ивановна
пгт Первомайское, 2015
Использование возможностей детского объединения для усиления роли гражданско-патриотического воспитания
Сегодня проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране актуальна. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации получили свое отражение и закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня, обозначивших аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье и т.д.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Патриот – это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств, чувствует неразрывные корни со своей семьёй, малой Родиной и национальной культурой.
Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в детских творческих объединениях (ДТО).
ДТО в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного пространства. Помимо того, что ДТО ориентированы на личностные интересы, потребности и способности ребенка, они обеспечивают возможность самоопределения и самореализации, создают «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому ДТО имеют большие возможности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся следующие: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т.д.
Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за победу в Великой Отечественной Войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой героико-исторического воспитания школьников.
Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации: «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации.
Реализация героико-исторического направления включает проведение следующих мероприятий:
• Увековечивание памяти погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны;
• Организацию поисковой работы под руководством Всероссийского союза «Без вести павшим возвращаем имена»;
• Организацию Уроков Мужества с приглашением ветеранов ВОВ;
• Деятельность поста №1;
• Проведение Вахт Памяти;
• Деятельность Музеев Боевой Славы;
• Создание портретной галереи Героев и т.д.
Посты №1 не только обеспечивают несение Вахты Памяти у Вечного огня, но и оказывают практическую помощь школам по обучению юнармейских отрядов, проводят ежегодные смотры-конкурсы этих отрядов, мероприятия военно-патриотической направленности, проводят агитационную, пропагандистскую работу, направленную на всестороннее развитие юнармейского движения.
Духовно-нравственное патриотическое направление базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный, как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.
Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач охраны безопасности Отечества.
Огромное значение в военно-патриотическом воспитании принадлежит общеобразовательной школе. Здесь закладываются основы знаний языка, естествознания, истории, изучения других наук, которые дают общий анализ окружающей действительности и человеческой деятельности. В школе юноши получают те знания по математике, физике и химии, которые необходимы для изучения сложной боевой техники, оружия, приборов, состоящих на вооружении в армии и на флоте. В школе развивается общая культура личности, мировоззренческие взгляды и убеждения, создаются условия для формирования чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимовыручки и взаимопомощи. У мальчиков возможно формирование интереса и желания испытать себя в области военной службы.
Патриотические клубы и объединения осуществляют знакомство школьников с армией, приобщают ребят к порядку, дисциплине, организуют изучение основ военного дела и военной службы, военного взаимодействия, знакомство с оружием ближнего боя и военной техникой, проводят военные игры с элементами морально-психологической закалки. В содержание военно-патриотического воспитания школьников в патриотических клубах включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компонент.
Краеведческое направление патриотического воспитания широко реализуется в ходе экспедиций, походов и экскурсий. Реализация данного направления особенно актуальна в работе с младшими школьниками, так как понятие «Родина» в походе наполняется особым личностно-значимым смыслом, способствуя формированию любви к ней.
Детское объединение всегда было важным фактором жизни общества. За свою историю детское общественное движение России развивалось в разнообразных формах, которые оказали огромное влияние на формирование нескольких поколений граждан нашей страны. Скаутское движение, пионерская организация, тимуровское, коммунарское движение привнесли в работу с детьми и молодежью новые подходы, которые и сейчас составляют основу для развития детских и молодежных организаций.Сегодня детские организации существуют в масштабах страны («Федеральное государственное объединение Содружество пионерских организаций»), области («Содружество детей и молодежи Дона», района («Радуга», школ («Маленькая страна» и «Донцы») и классов («Бригантина»).
В современный период наблюдается утрата людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части учащихся, бездуховности. Учитывая это, организация работает над:
поддержкой общественно – ценных инициатив детей и подростков.
пропагандой здорового образа жизни.
развитием детского самоуправления, воспитанием лидеров детской организации.
повышением творческой, социальной активности членов детской общественной организации.
приобщением детей и подростков к ценностям общечеловеческой культуры.
развитием гражданских и патриотических чувств у детей.
Система патриотического воспитания школьников в свою очередь направлена на дальнейшее формирование у обучающихся патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.