Урок литературного чтения 3 класс «Лев и собачка»

Л.Н. Толстой. "Лев и собачка". 3-й класс


Цель урока:

обучающий аспект
познакомить детей с новым произведением Л.Н.Толстого,
сопоставить текст с научно-познавательным "Собаки. Львы",
учить каждого учащегося самостоятельно добывать знания,
овладевать умением анализировать и синтезировать;

Развивающий аспект
обогащать словарный запас,
формировать навыки правильного и осознанного чтения,
развивать эмоциональную сферу, мышление через анализ поступков героев,
умение делать выводы;

Воспитательный аспект
воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувство сострадания,
продолжить формирование умения работать в парах.

Этапы урока:

Организационный момент.

Вхождение в урок: дети продолжают стоять у своих мест и вместе с учителем инсценируют стихотворение.

Из глубокого колодца (руки буквой "О")
Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
Луч его нам улыбнётся (руки в стороны).
Новый день оно начнёт (руки широко вниз).

А мы начинаем новый урок литературного чтения.

Актуализация знаний учащихся:

Работа в парах :

(каждая пара получает лист, на котором напечатаны названия произведений: "Старый дед и внучек", "Акула", " Слон и Моська", " Два товарища", "Филиппок").
Прочитайте названия произведений.
Какое произведение "лишнее" и почему?
К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?
Кто автор данной басни? Кто написал остальные произведения?
С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

(появляется портрет Л.Н.Толстого).

Работа над стихотворением:

Бедная собака - бросили её.
Старая собака - где твоё жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Чтение стихотворения "про себя". С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?

В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 6000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

Чтение стихотворения вслух, выразительно, хоровое чтение, прочитайте с логическим ударением.

Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.

(появляется иллюстрация собаки).

Работа по теме урока:

Цель: познакомить с новым произведением Л.Н.Толстого, обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: "Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой" (портрет - рядом с ним иллюстрации собаки , льва , волка, тигра).

Кого вы видите? Одного главного героя вы уже сумели определить - это собака. Как вы думаете, кто из данных животных может быть тоже главным персонажем? (предположения детей). Назовите главных героев нашего произведения.

Назовите полностью тему урока.

Л.Н.Толстой "Лев и собачка".

История, о которой расскажет нам Л.Н.Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта? сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка).

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л.Н.Толстого.

Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Что такое быль? (то, что было в прошлом, в действительности).

Назовите главных героев.

Работа в парах: каждая пара получила листок с научным тестом " Собака", " Лев".

Маркировка текста

Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире ? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Маркировка текста

Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Маркировка текста (используется на стадии осмысления при работе над текстом: "+" -ставится, когда то, что читает ученик, ему знакомо; "-" - ставится, если ему это не знакомо; "?" - ставится, если ученик желает получить более подробную информацию по данному вопросу). Самопроверка.

Что для вас было новым в тексте? О чём захотели узнать больше?

Об этом мы поговорим с вами на уроках окружающего мира.

Физминутка.

(дыхательная гимнастика, упражнения для мышц спины и ног).

Работа с текстом:

Цель: совершенствовать навык чтения, учить выделять главное, обобщать, доказывать, воспитывать доброе отношение, сострадание к животным.

Речевая разминка.

Цель: отработать правильное произношение звуков, подготовить речевой аппарат к процессу чтения.

Артикуляционная гимнастика: упр. "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка".

Дыхательная гимнастика: упр. "В цветочном магазине", "В лифте".
Чтение текста хорошо читающими детьми (по ходу чтения разбирается лексическое значение некоторых слов: зверинец, ощетинился, хлестать, метался).
Какие чувства родились при чтении этого рассказа? (высказывания детей)
Рассмотрите иллюстрацию в тексте. К какому моменту она относится? Найдите подтверждение из текста. Какую надпись вы бы сделали к данной иллюстрации?
Прочитайте, как начинается рассказ? ( в Лондоне показывали:::..брали на корм диким зверям).
Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны, жестоки, вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу).
Кого Л.Н.Толстой противопоставил этому злу и жестокости? (собачку и льва. Они добрые).

Деление текста на смысловые части

На сколько частей можно разделить данный текст? Индивидуальная работа учащихся.

Озаглавливание частей рассказа

Работа в парах. Памятка:
Прочитайте рассказ друг другу по частям.
Озаглавьте каждую часть.

- Сколько частей у вас получилось?
Составление и запись единого плана на доске по результатам работы в группах:
Встреча льва и собачки.
Дружба животных.
Смерть друзей.

Работа по содержанию
Кто главные герои каждой части?
Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке со львом? Подтвердите словами из текста.
Как лев относился к собачке?
В чём проявилась забота льва по отношению к собачке? Расскажите.
Какими словами автор показал горе льва после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
Какие части речи преобладают в данном описании?
Что произошло дальше? ( лев умирает от тоски). Как об этом пишет автор?
Можно сказать, что Л.Н.Толстой говорит о льве и собачке как о людях? Найдите и прочитайте эти слова. (собачка заболела, на шестой день лев умер).
Вы прочитали научный и художественный тексты, в которых говорилось о собаке и льве. В каком из текстов показаны яркие образы данных персонажей? Где больше вам пришлось переживать и сочувствовать? В этом и проявилось авторское мастерство писателя.

Физминутка

Составление синквейна

Одни пары на собачку, другие - на льва.

Синквейн (собачка)

Название (1 сущ.)____собачка_______________________________________________

Описание (3 прил.) _маленькая, ласковая, беззащитная ________________________

Действия (3 глагола) _прижалась, вскочила, заболела ______________________________

Чувства (фраза из 3-х слов)_Собачка понравилась льву._____________________________

Суть (существ.)_дружба___________

Синквейн (лев)

Название (1 сущ.-ное)____лев___________________________________________________

Описание (3 прил.- ных) _сильный, верный, заботливый____________________________

Действия (3 глагола) _ понюхал, играл, тосковал___________________________________

Чувства (фраза из 3-х слов)._Лев полюбил собачку.________________________________

Суть (существ.)_верность_________

Чтение составленных синквейнов.

Творческое задание.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Работа в парах . Инсценирование.

Какие пословицы вы могли подобрать к данному произведению? (Старый друг лучше новых двух. Нет друга -ищи, а нашёл - береги. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.)

Итог урока.

Цель: обобщить и сделать вывод о прочитанном произведении.
Зачем автор написал данное произведение?
Что Л.Н.Толстой хотел сказать потомкам?

Рефлексия: оцените свою работу на уроке (пары поднимают карточки).

Задание на дом.

Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
15