«Не попади в беду на дороге»
Конспект занятия по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы на тему: «Не попади в беду на дороге»
Цель: связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
грамматический строй: активизировать глаголы;
звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков ( Ш ) (БИ ).
Материалы и оборудование: макет светофора; зайчиха и зайчонок с перебинтовой лапкой (мягкие игрушки); предметы-заменители руля; круги красного, жёлтого, зелёного цвета.
Ход занятия:
— Дети, наш город очень большой. На его улицах много разного транспорта. Почему машины не сталкиваются друг с другом? (По дороге висят знаки дорожного движения)
— Кто регулирует движение на дорогах? (Светофор или регулировщик-миллиционер).
— Сегодня у нас с вами необычный гость. (Перед детьми ставится макет светофора)
— Что это? (Светофор)
— Что означает красный свет? (Движения нет).
— Что означает жёлтый свет? (Внимание).
— Что означает зелёный свет? (Можно ехать).
— Когда едут машины по дороге, где можно перейти дорогу? (Пройти через подземный переход. Перейти по пешеходному переходу).— Если прохожий будет переходить дорогу в неположенном месте, в случае опасности как сигналит автомобиль? (Би-би-би).
— А если пешеход не услышит сигнала? Давайте ему громче посигналим (Би-би-би).
— Как затормозит машина? (Ш-ш-ш).
— Сначала громко, а потом всё тише и тише. Давайте попробуем (Ш-ш-ш, ш-ш-ш).
— Водитель должен быть очень внимательным на дороге. Умело управлять своей машиной. Что машина может делать? (Ехать, стоять, тормозить, останавливаться, сигналить, буксовать и т.д.).
— Ещё машина должна слушаться своего водителя и выполнять вместе с ним правила дорожного движения.
— Давайте с вами немного поиграем ….
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен — «сигналим»)
Повторяется 2-3 раза.
— Ребята, правила дорожного движения должен знать только водитель? (Нет, пешеходы, пассажиры).
— Кто может быть пешеходом? (Девочки, мальчики, дяди, тёти, бабушки, дедушки).
Раздаётся стук в дверь. Все подходят посмотреть, кто же там пришёл. Воспитатель открывает дверь и заносит в группу игрушки — Зайчиху и Зайчонка.
— Кто же это к нам пришёл? (Ответы детей)
— Посмотрите, у Зайчонка перебинтована лапка. Как, вы, думаете, что с ним произошло? (Поранился, ударился, порезался и т.д.).
— Давайте спросим у мамы Зайчихи.
Воспитатель, озвучивая Зайчиху, зачитывает отрывок К. Чуковского «Айболит»
… И прибежала зайчиха
И закричала «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
— Почему же зайка попал под трамвай? (Не знал перехода, не слушался, играл на дороге и т.д.).
— Ребята, а что нам с вами надо знать, чтобы не попасть, как зайка в беду? (Дети рассказывают свои варианты).
— Молодцы! Вы хорошо запомнили правила уличного движения. Я надеюсь, с вами ничего не случиться.
— У нас в группе очень умные дети и сейчас вы превратитесь в умные машины, которые сами управляются и никогда не попадают в аварии.
Подвижная игра «Автомобили»
Каждый играющий получает руль. Колонной по одному автомобили выезжают из гаража. Воспитатель поднимает зелёный круг и говорит: «Поехали!», и все дети разбегаются по всему залу, так чтобы не задеть друг друга. Поднимает жёлтый круг — дети переходят на ходьбу, красный — должны остановиться. Воспитатель отмечает наиболее ловких ребят, которые умело в разных направлениях выполняли ходьбу и бег.
— Какие вы молодцы! Из вас получились очень хорошие, а главное умные машины. Теперь я уверенна, что вы ни в какую беду на дороге не попадёте!
Конспект познавательного занятия во II младшей группе на тему«Транспорт»
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей о грузовой, легковой машине, автобусе. Дать понятие, что все это транспорт.
2. Закреплять знания о правилах дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить надо только на зеленый свет светофора).
3. Развивать внимание, память.
4. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей.
Материалы к занятию:
Игрушки: грузовые и легковые машины разного цвета и размера, автобус;
Вырезанные из картона и разрезанные на две части легковые и грузовые машины, автобус (разного цвета);
Макет улицы (дома, машины, светофор, маленькие человечки, дорожные знаки);
Флажки трех цветов (желтый, красный, зеленый);
Макет светофора;
Рули.
Индивидуальная работа:
1 – закреплять в речи слова транспорт, пешеходный переход, тротуар, проезжая часть.
2 – учить четко проговаривать слова пассажир, салон, транспорт.
Ход занятия:
– Ребята, посмотрите, сколько машин в нашем гараже? (Много машин.)
– Какого они цвета? (Красные, желтые, зеленые и т.д.)
– Вам нравятся эти машины? (Да.)
– Алеша, возьми машину, которая тебе понравилась. Скажи, какая она? (Легковая.)
– Что есть у машины? Расскажи и покажи.
(Ребенок называет и показывает колеса, руль, сиденье.)
– Кто водит машину? (Водитель.)
– Как называется место в машине, где сидят люди? (Салон.)
(Слова водитель, салон повторяют двое детей, хоровые ответы.)
– Вика, возьми вот эту машину и расскажи о ней.
(Воспитатель предлагает грузовую машину. Ребенок называет и показывает кузов, кабину, колеса, их цвет.)– Ребята, скажите, кто водит машину? (Водитель.)
– Где он сидит? (В кабине.).
– Для чего у машины кузов? (В нем возят грузы.)
– Какие грузы? (Песок, кирпичи, доски, снег и т.д.)
Третьему ребенку воспитатель предлагает рассказать об автобусе.
– Что это? (Автобус.)
– Какого он цвета?
– Что есть у автобуса? (Руль, колеса, сиденья.)
– Как называется место в автобусе, где сидят люди? (Салон.)
Воспитатель обращается ко всем детям:
– Скажите, как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры.)
– Кто водит автобус? (Водитель.)
– Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказали обо всех машинах. А как можно назвать их одним словом?(Транспорт.)
(Слова салон, пассажиры, водитель, транспорт повторяют двое-трое детей, а также хором.)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
– На подносах у вас лежат вырезанные из картона и разрезанные на части разные машины (грузовые, легковые, автобусы). Вам задание: собрать из частей машину.
Работа детей:
По окончании работы воспитатель спрашивает детей, какая получилась машина, какого цвета?
– Ребята, скажите еще раз, как можно назвать все машины одним словом? (Транспорт.)
– А теперь пройдите и посмотрите сюда. Это макет улицы. Скажите, как называется часть улицы, где едут машины? (Проезжая часть – хоровой и индивидуальный ответы.)
(Воспитатель предлагает показать другим детям проезжую часть.)
– А как называется узкая дорожка около проезжей части, где ходят люди? (Тротуар – повторяют двое детей.)
(Воспитатель предлагает другим детям показать на макете тротуар.)
– Покажите, где нужно переходить дорогу?
(Дети показывают пешеходный переход.)
– Как называется эта полосатая дорожка? (Зебра, пешеходный переход.)
(После индивидуальных ответов слова тротуар, пешеходный переход дети повторяют все вместе.)
– Можно детям одним переходить через дорогу? (Нельзя, только с родителями, держась за руку взрослого.)
– На какой цвет светофора можно переходить дорогу? (На зеленый.)
(Воспитатель показывает макет светофора.)
– Ребята, что это? (Светофор.)
– Как вы думаете, для чего он нужен? (Чтобы машины не сталкивались, когда едут; чтобы они не наезжали на людей, чтобы люди переходили через дорогу безопасно).
– Что делают машины на красный цвет светофора? (Стоят.)
– На желтый? (Готовятся ехать.)
– На зеленый? (Едут.)
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вы – водители машин. Возьмите рули. У меня в руках флажки – зеленый, желтый, красный. Они обозначают цвета светофора. Если я подниму красный флажок, вы… (дети дополняют) – стоите, желтый – включаете мотор, нажимаете педали, зеленый – едете. Правило для всех: едете, не наталкиваясь друг на друга.
Игра проводится 2-3 раза.
По окончании игры воспитатель предлагает детям проехать в гараж, где стоят игрушечные машины, и поиграть с ними.
Лепка сюжетная «Светофорик»
Задачи. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Скатывать глину круговыми движениями, вдавливать шар пальцами для получения полой формы, прочно и аккуратно соединять детали. Использовать дополнительный материал для создания выразительного образа.
Активизация словаря по изучаемой лексической теме: транспорт. Ознакомление с предметами и объектами, их назначением и функциями.
Воспитание умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию. Закрепление правил поведения на улице.
Предварительная работа. Режиссерские игры в городке по правилам дорожного движения. Игры со строительным материалом «Построим город»
Рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения. Просмотр мультфильмов и чтение художественной литературы по изучаемой лексической теме и ПДД. Сюжетно – ролевая игра «Светофор».
Материал к занятию. Картина, где живой Светофорик руководит правилами дорожного движения. Городок по правилам дорожного движения.
Кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета: пуговицы, мозаика.
Содержание занятия.
Дети стоят полукругом около стенда, где находится картина.
Послушайте историю про маленького зайчонка, который не знал правил дорожного движения:
…И прибежала зайчиха и закричала
«Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!
Скажите, почему, вот на этой картине, мишку не задавили. Потому что там светофорик не разрешил мишке идти через дорогу.
А в нашем городке нужен светофорик? (Переходят к городку). Да, нужен. Зачем? Дети рассказывают свои варианты.
Педагог предлагает слепить светофорики для городка.
Показ и проговаривание приёмов работы.
Что я делаю? Отламываете кусочки глины.
Сколько кусочков я отломила? Три.
Что я делаю? Раскатываете шарики?
Как вы думаете, зачем? Чтобы сделать глазки светофорика.
Теперь я вдавливаю шар пальцами внутрь, чтобы получилось углубление, в которое я вставлю глазки светофорика.
Раскатываете палочку. Это будет толстый столбик – ножка светофорика.
Раскатываете шарик и сплющиваете его. Это подставка под ножку светофорика. Теперь я скрепляю все детали, вот и получился светофорик.
Физкультминутка.
Если свет зажёгся красный, Шагаем на месте.
Значит двигаться опасно. Останавливаемся.
Свет зелёный говорит: Шагаем на месте.
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупреждение: Запрещающий жест руками и головой.
Нет сигнала для движенья.
С. Михалков
Выполнение работы детьми. Педагог проводит индивидуальную работу.
После занятия расставляем светофорики в городке, обыгрываем.