Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру старшая группа «Теремок» Тема: «Песок и глина наши помощники»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру старшая группа «Теремок»
Тема: «Песок и глина наши помощники»

Цель: Создать условия для знакомства детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина; их свойствами.
Задачи:
1.Создать проблемную ситуацию исследования
2.Познакомить со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности
3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов
4.Уточнить знания о значении песка и глины в жизни человека
5. Развивать умение наблюдать, рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать зависимости и делать выводы.
6.Развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
7. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
Организация детских видов деятельности
1.Беседа.
2.Мотивационная речевая ситуация.
3.Экспериментирование.
4.Обсуждение.
5.










Вводная часть (организационно – мотивационный момент)

Организация рабочего пространства
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Условия социальной ситуации развития и психолого-педагогические условия

Проектор видео письмо

















Халаты, шапочки.
-Сегодня наша группа необычная. На что она похожа?
-Да мы с вами будем исследователями и отправимся в научную лабораторию. Где нас ждут новые интересные открытия.
(Раздается звонок)
-Ребята, нам пришло письмо по электронной почте.
-Хотите узнать, кто его отправил?
1. Я представитель из страны Песка зовут меня Магистр Песочных Наук.
2. А я гость из страны Глины. Зовут меня Профессор Глиняных Наук.
Встретились мы однажды друг с другом и возник у нас спор, кто же из нас важнее и нужнее на земле?
-Ребята, поможем решить этот спор?
-Поможет нам в этом наша научная лаборатория, куда мы с вами и отправимся. Там мы будем исследовать песок и глину, а потом ответим на вопрос наших друзей, кто главнее.
-Давайте, наденем специальную одежду.
-Проходим в 1-ю лабораторию, которая называется «Наблюдатели»







Дети смотрят видео и слушают письмо.











Дети одевают халаты и шапочки.
Условия для развития взаимодействия с детьми и взрослыми.




Основная часть (Практическо-исследовательская)
Организация рабочего пространства
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Условия социальной ситуации развития и психолого-педагогические условия

На столе 1. тарелочки с песком и глиной, лупы, стаканчики с водой.












На столе 2.
Стаканчики с песком
И глиной, листы белой бумаги, палочки, салфетки
Опыт 1. – Рассмотрите песок и глину. Видите ли вы дно тарелки?
-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
Опыт 2.- Понюхайте, песок и глину. Какие материалы по запаху?
Опыт 3.-Из чего состоит песок, глина? Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами.
- Посмотрим на них через лупу.
Опыт 4.Как песок или глина дружат с водой? –Налейте воду в стаканчики с песком и глиной, поровну.
- А теперь пройдем в лабораторию №2 «Экспериментаторы»
Опыт 5.Высыпте из стаканчиков на лист бумаги песок и глину.
-Что высыпалось легче и почему?

Дети проводят опыты и делают выводы.
-Песок и глина непрозрачны.


- Не имеют запаха.



Вывод: Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.

Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.



Вывод: песок высыпался легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т.к. она слипается комочками при взаимодействии с водой.

Условия для развития познавательного интереса, мыслительных операций.

Условия для развития поисковой активности.

Условия для определения физических свойств песка и глины через опыты.

Условия для совершенствования сенсорного восприятия (Ощущения).




Условия для развития навыков самостоятельно делать выводы по результатам обследования





Опыт 6.“Ветер”. Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.)
- Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком. 


Опыт 7.Палочку воткните в песок и глину.

Опыт 8. - Можно ли лепить из песка и глины? Попробуем слепить из мокрого песка и глины шарики.



Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.
Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. 
Вывод: палочка легко втыкается в песок, т.к. он рыхлый, в глину – с трудом, т.к она вязкая, липкая.
Вывод: из влажного песка можно сделать шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.

Условия для побуждения к речевой активности.



Заключительная часть
Организация рабочего пространства
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Условия социальной ситуации развития и психолого-педагогические условия

Музей:
глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, песочные часы, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка; иллюстрации.
- Вот мы с вами и побывали в лабораториях, где исследовали свойства песка и глины.
- Итак, наши друзья спорили, кто из них главный. А вы как считаете?
-Ну что ж, наши друзья остались довольны вашей работой и приглашают вас на экскурсию в Музей Песка и Глины
Они оба главные, потому что имеют большое значение в жизни человека.


Воспитатель и дети снимают одежду для опытов и покидают лабораторию.
Дети рассматривают экспонаты Музея, закрепляют свойства песка и глины, называют сферы деятельности человека, где применяется песок и глина.

Условия для развития взаимодействия с детьми и взрослыми.