Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПОУ «ДОНПЭК»
_______ Т.Д.Владимирова
«___»___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04.«Информационные технологии»
по специальности 09.02.03 «Программирование в
компьютерных системах»
2015 Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного об-разовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 04.09.2015 г. № 457
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий промышленно-экономический колледж»
Разработчик: Мирошниченко Анна Владимировна, преподаватель компьютерных дисциплин, квалификационной категории «специалист первой категории»
Рецензенты: Бочаров Д.М., старший преподаватель кафедры Системного анализа и моделирования Донецкого Национального технического университета
Куликовская Л.В., преподаватель компьютерных дисциплин , квалификационной категории «специалист высшей категории»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
_______ Е.А.Некрасова
«____» _______ 2015 г.
Рекомендована с целью
практического применения
Методическим советом.
Протокол №__ от «__»______ 2015 г.
Председатель МС _____Н.Н. Любичева
Рассмотрена и одобрена на заседании
Цикловой комиссии
гуманитарных дисциплин.
Протокол №__ от «__»______ 2015 г.
Председатель ЦК _____А.В. Либец
Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.
Протокол №__ заседания МС от «__»______ 2015 г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. приложение ___ стр.___)
Председатель МС _____
Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.
Протокол №__ заседания МС от «__»______ 2015 г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. приложение ___ стр.___)
Председатель МС _____
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Информационные технологии» предназначена для студентов первого курса, обучающихся по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Информационные технологии занимают все более значимую роль в человеческом обществе. Они проникли во все сферы деятельности. Для обслуживания общественных потребностей в автоматизации труда, хранения данных, связи и др. развиваются языки программирования. Если раньше языки программирования использовались лишь для создания программ для автоматизации вычислительных процессов, то на сегодняшний день они используются для решения более разнообразных задач.
Формирование информационного общества связано с развитием новой информационной техники и перспективных информационных технологий. Теоретические проблемы их организации являются предметом изучения учебной дисциплины «Информационные технологии». Анализируются теоретические аспекты построения информационных технологий, технологический процесс обработки и защиты данных. Приведена структура, классификация, базовые виды информационных технологий для обеспечения основных видов информационных процессов. Отдельно выделены информационные технологии конечного пользователя с раскрытием обеспечивающих средств, а также рассмотрены вопросы интеграции информационных технологий.
Цель дисциплины «Информационные технологии» - формирование у студентов системного представления о современных процессах развития глобального информационного общества, знакомство с информационными технологиями, используемыми в работе.
Дисциплина «Информационные технологии» можно рассматривать как одну из составных частей теоретической информатики, изучающую общие свойства, присущие всем многочисленным разновидностям конкретных информационных технологий, процессов и сред их протекания. Конкретным информационным технологиям характерны такие понятия, как носители информации, каналы связи, информационные контуры, сигналы, прямые и обратные связи, данные, сведения и т.д. Они описываются рядом характеристик, таких как, надежность, эффективность, релевантность, достоверность, информационный шум, избыточность и др.
Предметом дисциплины «Информационные технологии» являются автоматизированные способы обработки семантической информации - данных и знаний, которые реализуются посредством современных компьютерных и коммуникационных средств.
Задачи:
- раскрыть сущность информатизации общества как социотехнического процесса;
- сформировать представление об основных этапах формирования информационного общества и проблемах общества и личности в условиях информатизации;
- изучить основные понятия теоретической информатики;
- сформировать представление о возможностях и особенностях использования информационных технологий в различных сферах.
Вместе с этим студенты в рамках изучаемой дисциплины должны получить опыт по анализу и построению технологических процессов обработки данных в реализации прикладных информационных процессов, должны уметь реализовывать прикладные информационные процессы в среде автоматизированных информационных технологий, используя возможности компьютерных, программных и коммуникационных средств.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями среднего профессионального образования для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ОП.04.«Информационные технологии» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
обрабатывать текстовую и числовую информацию;
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
назначение и виды информационных технологий,
технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
базовые и прикладные информационные технологии;
инструментальные средства информационных технологий.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности
1.4 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка студента 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки студента 32 часа;
- самостоятельной работы студента 22 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лекции
22
лабораторные занятия(работы)
10
практические занятия(работы)/семинары(не предусмотрено)
-
курсовые работы/проекты (не предусмотрено)
-
контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента (всего)
22
в том числе:
-
выполнение индивидуальных заданий
16
подготовка рефератов
4
составление тезисов
-
подготовка мини-докладов
-
подготовка презентаций
2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.04. «Информационные технологии»
Первое полугодие
Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов
Объем часов
Уровень освоения
Содержание домашнего задания
очная форма
1-й семестр
заочная форма
семестр
всего
в том числе
всего
в том числе
л
п/с
л.р
кр/
кп
с.р
кр
л
п/с
л.р
кр/
кп
с.р
кр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Раздел 1. Введение в информационные технологии
1.Понятие информационных технологий. Средства, состав ИТ. Виды ИТ.
2
2
1
[1]c.3-12
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Технология обработки текстовой информации
2. MS Word. Основные понятия. Интерфейс.
2
2
2
[1]c. 78-97
3.Форматирование текста.
2
2
2
[1]c.98-120
4. Работа с таблицами и графикой.
2
2
[1]c.122-128
5. ЛР №1 Операции с текстом.
2
2
3
отчет
6. ЛР №2 Работа с таблицами, формулами и графикой
2
2
3
отчет
С.Р. Выполнение индивидуальных заданий по темам:
«MS Word. Форматирование текста», «MS Word. Работа с таблицами»,«MS Word. Работа с формулами»
6
6
3
Итого по разделу
16
6
4
6
Раздел 3. Технология обработки числовой информации
7. МS Excel. Основные понятия.
2
2
[1]c.243-248
8. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц пользователя
2
2
1
[1]c. 252-267
9 .Виды адресации. Формулы.
2
2
1
[1]c.268-270
10. Работа с диаграммами.
2
2
1
[1]c.272-288
11.Сводные таблицы
2
2
1
[1]c.288-296
12. ЛР №3 Ссылки. Встроенные функции MS Excel
2
2
3
отчет
13. ЛР №4 Построение графика функций
2
2
3
отчет
С.Р. Выполнение индивидуальных заданий по темам:«МS Excel. Сортировка».«МS Excel. Фильтр»
«МS Excel. Итоги. Диаграмма»
Встроенные функции Excel. Макросы
10
10
3
Итого по разделу
24
10
4
10
Раздел 4. Технология разработки презентаций
14.MS Power Point. Основные понятия.
2
2
2
[1]c. 302-311
15. Разработка презентаций
2
2
2
[1]c.312-335
16. ЛР № 5 Создание презентации
2
2
3
отчет
С.Р. Реферат «Работа с мультимедийными объектами»
Конспект – «Настройка анимации». Создание «Тематических презентаций»
6
6
3
Итого по разделу
12
4
2
6
Всего за семестр
54
24
10
22
Объем часов по дисциплине
54
24
10
22
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного компьютерного кабинета
Оборудование учебного компьютерного кабинета:
документационное обеспечение: журнал по технике безопасности;
учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, учебно-практические пособия по дисциплине, методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов, слайд-лекции по дисциплине.
Технические средства обучения:
персональный компьютер преподавателя;
одноранговая локальная сеть;
проектор;
программные средства обучения;
учебные рабочие места обучаемых, оснащенные ПВМ.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Гохберг Г.С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования/Гохберг Г.С, Зафиевский А.В., Короткин А.А.-5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 8 – е изд. - 256 с.- (Среднее профессиональное образование).
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381. – (СПО).
Дополнительные источники:
1. Мирошниченко А.В. Методические рекомендации к выполнению практических лабораторных по дисци плине «Информационные технологии» для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». – Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2015. – 35 с.
Интернет - источники:
1. каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия - www.edu/ru/modules.php ;
2. материалы по стандартам и учебникам - http://center.fio.ru/com/ ;
5. электронный учебник по информатике и информационным технологиям - http://www.ctc.msiu.ru/;
6. тесты по информатике - http://www.ege.ru/ ;
7. дидактические материалы по информатике - http://comp-science.narod.ru/;
8. портал электронного обучения - http://www.e-learning.by/ ;
9. электоронный учебник «Работа с MS Excel» -http:// avanta. vvsu.ru/ met_supply/381/Index.htm
10. практикум по MS Excel - http://informatika.delayu.ru/Zadanija/Exceldannye
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Обрабатывать текстовую и числовую информацию;
Анализ выполнения практических заданий. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.
Применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
Анализ выполнения практических заданий. Анализ отчетов по практическим работам.
Обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ;
Оценка практических умений.
Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.
Знания:
Назначение и виды информационных технологий
Проведение тестирования. Анализ результатов тестирования. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.
Технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации
Проведение тестирования. Анализ результатов тестирования. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.
Состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий
Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Решение практических задач. Оценка практических умений.
Базовые и прикладные информационные технологии
Проведение тестирования. Анализ результатов тестирования. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.
Инструментальные средства информационных технологий.
Проектирование рабочей ситуации. Оценка практических умений.
13PAGE \* MERGEFORMAT141315
Заголовок 115