Методические рекомендации по организации проекта в начальной школе.


Методические рекомендации по организации проектной
деятельности в начальной школе
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность (метод проектов) способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Что же мы подразумеваем под данным методом? Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проекты в начальной школе имеют массу особенностей. Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это будет его проект. Сказать, что технология проекта в начальной школе разработана полностью нельзя. Но, тем не менее, опыт имеется. Опыт как удачный, так и не удачный. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей. Каждый проект должен иметь свои требования и структуру, и темы. Требования, в общем, самые простые, и главное в них – «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень не замысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). Невозможно обойтись и без помощи взрослых. Для родителей необходимо провести родительское собрание по данной теме.
Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.Исследования для маленького ребенка представляют собой, прежде всего наблюдения за жизнью. Проекты могут быть самой разной направленности: наблюдения, экскурсионный. Целью данных проектов является поиск ответа всего на один (только один) вопрос. Поиск предлагает лишь анализ одного исследуемого явления (одного простого действия). Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтом, если тема выбрана, то надо приступать немедленно, так как интерес может угаснуть. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследования надо «на одном дыхании» из-за отсутствия способности у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает одно условие при организации проектной деятельности младших школьников - максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Проектная деятельность предусматривает и групповую работу. Чтобы работа в группе шла максимально слаженно и эффективно, можно разработать «правила работы в группе».
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6 .Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Не менее сложная задача для младших школьников - это уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь может помочь план выступления:
1. Название проекта.
2. Проблемный вопрос (конечная цель).
3. Актуальность темы (почему выбрал эту тему).
4. Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
5. К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
6. Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом и т. д.)
После выступления каждой группы необходимо дать оценку проделанной работе. Учитывая то, что в первом классе безотметочная система оценивания, можно разработать свою свою оценочную шкалу. Она может выглядеть следующим образом:
1)
Работа очень понравилась.
2)
Работа понравилась.
3)
Надо доработать.
Оценивание проходит следующим образом. У каждого ученика имеются три оценочные карточки, при помощи которых он показывает, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно аргументировать свою оценку по следующему плану:
- Понравилось ли тебе выступление? Чем?
- Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?
- Достигнута ли цель проекта?
- Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?
Выше уже говорилось об особенностях проектной деятельности в начальной школе. Также стоит сказать и об определённых трудностях:
- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Проведённая в начальной школе работа поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. В федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Путь непрост, но эффективен и интересен. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».