Технологическая ката на тему Среды жизни 
                                     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ       КАРТА    УРОКА   БИОЛОГИИ   5   КЛАСС    (ФГОС)   2015 г.
ФИО учителя(полностью)  Крутских  Лилия Ивановна
Место  работы                      МКОУ Верхнехавская СОШ №1
Должность                             Учитель биологии
Предмет                                 БИОЛОГИЯ
Класс                                       5 класс
Тема и номер урока в теме  Ур.№18 «СРЕДЫ ЖИЗНИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 
                     (урок с использованием  информационно – коммуникационных технологий).  
   8 Технология: проблемного обучения, мини-проектная деятельность              
9.Базовый  учебник:   Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «БИОЛОГИЯ 5 класс» Издательский центр «Вента-Граф»2012 г. 
  10.ЦЕЛЬ  УРОКА:  - расширить и углубить знания о среде обитания организмов;
  11. ЗАДАЧИ  УРОКА:    обучающие:  познакомить учащихся
                                                          с различными средами обитания организмов,
                                                           с условиями обитания в каждой  среде, 
                                                           выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;
-развивающие: развивать  навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в  группах, способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся
-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
12. Планируемые результаты 
 Предметные: 
усвоить знания о  многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные: 
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения:  работать в соответствии с поставленной задачей и планом; умение слушать и вступать в диалог, умение работать в  группе, а также оказывать взаимопомощь
13 Формы работы учащихся:  групповая  14. Необходимое техническое оборудование: для учителя-компьютер, мультимедийный проектор и экран, 
                                                                                        для обучающихся: 4 ноутбука , 4 ватмана, 
                                                                                        карандаши, фломастеры, краски, микроскоп и готовые микропрепараты:
  15 Структура и ход  урока
№ Этап  урока Название
используемых  ЭОР Деятельность
учителя Деятельность  ученика УУД Время 
(мин.)
I Организационный этап
Цель – активизация учащихся Жетоны 
Добрый день 5 «А».
 Рада вас всех видеть. Вижу у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня  дружно и активно поработаем Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Личностные УУД:
создание    условий   для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность; 
Коммуникативные УУД:
сотрудничество с учителем и сверстниками 
1мин
II Мотивация к  учебной деятельности и целеполагание 
Цель:
формирование темы и целей урока
Слайд №2
Слайд №3,4
Слайд №5 Рассказываю легенду: 
«На международном симпозиуме познакомились и подружились КАРАСЬ, КРОТ, ВОРОБЕЙ И АСКАРИДА. Очень не хотелось им расставаться. И решили они жить вместе.» Скажите ребята, это возможно? 
Почему?
Предположите тему сегодняшнего урока?
Что бы вы хотели узнать об этом сегодня? (РОМАШКА) Дети:– нет!!!
Каждый живёт в определённых условиях.
Воробей не сможет жить в воде, также как карась не сможет жить на суше и т.д.
«Среды жизни на планете Земля»
1Какие есть среды жизни ?2Какие животные обитают в этих средах?
3.Какие условия жизни в каждой среде обитания?
4.Как животные приспособились к жизни в данных условиях? Коммуникативные
организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог 
Познавательные УУД
-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя   
Регулятивные УУД
-Высказывать своё предположение 
-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя 
Предметные:
-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания». 5 мин
III Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
(Изучение нового материала.)
Цель-познакомить учащихся  с средами жизни на планете Земля Слайд №4 Каждая группа будет работать с определённой средой обитания по плану.
План
1. Назовите основные  характеристики среды обитания?
2..Какими признаками обладают организмы  населяющие среду?
3.Назовите основных представителей среды?
Представление плакатов  (мини-проектов)  и заполнение таблицы
1Выполняя задания из конвертов, готовятся защищать мини-проекты.
2Слушают выступления друг друга и заполняют таблицу Познавательные УУД
-Продолжить формирование умения работать  с учебником и дополнительной литературой 
-Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы  
Коммуникативные УУД
-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе 
-Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
-Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Личностные УУД
-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
-Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
20
мин.
IV Первичное закрепление полученных знаний Новый урок (видеоурок) Просмотр видеофрагмента
Какие живые организмы обитают сразу в нескольких средах?
Заполнение тетради на печатной основе стр.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V Самостоятельная работа СЛАЙД №14-17 Выполняют самостоятельно VI САМО-ПРОВЕРКАСЛАЙД №18 Проверяют друг друга Личностные УУД:
Самооценка знаний и достигнутых целей
VII Рефлексия
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов Отвечают на вопросы
Сегодня урок : 
лёгкий – трудный
интересный – скучный
полезный – ненужный
Я ученик:
старательный – ленивый
 внимательный – невнимательный
урок усвоил – не усвоил
Регулятивные УУД:
- осознание того, что уже усвоено
-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.  
Личностные УУД:
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
VIII Домашнее задание Нарисовать существо, которое сможет жить во всех средах жизни. Записывают д/зwww.drofa.ruhttp://ours-nature.ru/b/book/5/page/4-glava-4-osnovnie-sredi-zhizni-i-adaptatsii-k-nim-organizmov/43-4-3-2-obitateli-pochvi(ПОЧВА)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2