Технологическая ката урока по теме Органы дыхания человека


Тема урока, №

Органы дыхания человека


Актуальность использования средств ИКТ
Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока
. раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; строения органов дыхания в связи с их выполняемой функцией, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок.

Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные


Раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной системы, установить взаимосвязь между их строением и функциями, разъяснить суть голосообразования; изучить заболевания дыхательных путей и меры их профилактки;
продолжить формирование общности происхождения животных и человека.

обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата;



Вид используемых на уроке средств ИКТ
презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point

Образовательные ресурса интернет
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Межпредметные связи
анатомия, физиология

Организационная структура урока

Этап 1
организационная

цель
Организовать работу класса

Длительность этапа
3 мин

Основные виды деятельности учителя
Вступительное слово учителя
Настраивает на работу

Этап 2
Повторение изученного материала

цель
Выяснить усвояемость изученных тем

Длительность этапа
10 мин

Форма организации деятельности учащихся
индивидуальная

Функции учителя на данном этапе
Организует, обобщает, контролирует

Основные виды деятельности учителя
Организация

Промежуточный контроль
Решение задач:
А) Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?
Б) Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и назовите их линиями. Проверьте свой ответ.
В) Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и расскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?


Этап 3
Объяснение новой темы

Продолжительность этапа
20 мин

Основной вид деятельности со средством ИКТ
Презентация, просмотры слайд шоу

Формы организации деятельности учащихся
Парная, индивидуальная

Функция учителя на данном этапе
организатор

Основные виды деятельности учителя
Показывает презентацию, контролирует работу учащихся, дополняет

Промежуточный контроль
Практические задания под руководством учителя.
-Какой состав имеет воздух? (таблица на доске)
-Какой газ необходим человеку для дыхания? (кислород)
-Измерим гибким метром грудную клетку при вдохе и выдохе.
-Что заметили?
-Как дышит не родившийся ребёнок? (он получает кислород из материнских кровеносных сосудов)
-У некоторых из вас есть маленькие братья и сестрёнки.
А как дышит грудной ребёнок? Кто-нибудь из вас наблюдал? (очень часто)

· -Почему человек должен дышать непрерывно? (нет запасов кислорода)
-Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
-Что такое нос? (это наружный орган внешнего дыхания)
-Для чего нам нужен нос?
-Наш нос хоть и маленький, но он состоит из 14 костей.
-Продолжим работу по учебнику- 3 абзац разберём.
-Какие функции выполняет наш нос? (согревает , защищает, увлажняет воздух)
-Какую роль выполняют реснички в носу?
-Так чем правильно дышать: носом или ртом? Почему?
Работа в парах.
-Расскажите друг другу в парах путь воздуха по органам дыхания по плану:
1. откуда воздух поступает в организм?
2.На что похожа гортань? Каковы её функции?
3.На что похожа трахея? Трахея разветвляется на .
4.Что формирует лёгкие? Всю ли грудную полость заполняют лёгкие?
-Что может помешать хорошей работе органов дыхания? (вредные привычки, нужно заниматься дыхательной гимнастикой, проветривать помещения)
-Объясните смысл пословицы «Когда я ем, я глух и нем».
-Вот такой образец дыхательной гимнастики по Стрельниковой у меня есть.(просмотр видео)
-Русский народ придумал много пословиц о вреде курения.
Ваша задача собрать пословицы, объяснить их значение:
1 группа- Один курит, а весь дом болеет.
2 группа- курить много табака- поубавится ума.
3 группа- Курить- здоровью вредить.
4 группа- Кто табачье зелье любит- тот сам себя губит.
5 группа – Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.
6 группа- Хочешь жить- умей дышать.



Этап 4
Закрепление изученного материала

Цель
закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания

Длительность этапа
10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Работа со слайдами презентации

Форма организации деятельности учащихся
групповая

Основные виды деятельности учителя на данном этапе
Контроль, собеседник

Промежуточный контроль
Ответьте на вопросы:

1. Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? (Ответ: если человек дышит ртом, то в холодное время года больше вероятность спровоцировать воспаление дыхательных путей, в которые поступает воздух, не подвергшейся обогреву в носовой полости).
2. Почему у оперных певцов лучше развита система органов дыхания?
3. Назовите и покажите на таблице органы дыхательной системы.
4. Работа с терминами

Этап 5
Подведение итогов

цель
дать анализ и оценку успешности достижения цели; рефлексия занятия

Длительность этапа
2 мин

Форма организации деятельности учащихся
индивидуальная

Функция учителя на данном этапе
оценочное

Основные виды деятельности учителя
Анализ и подведение итогов

Завершающий контроль
Выставление оценок в журнал и дневник

Домашнее задание
. Органы дыхательной системы. Функции. Особенности строения    










15