Организационный момент традиционного урока истории в 5-8 классах

Учитель МБОУ СОШ №11 ст. Старолеушковской
Павловского района Краснодарского края
Татьяна Александровна Савченко
Организационный момент традиционного урока истории в 5-8 классах
Урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”, но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых секунд начала урока, чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Оргмомент традиционного урока включает в себя:
- предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);
- актуализация знаний учащихся.
Цели данного этапа:
психологический настрой учащихся;
обеспечение рабочей обстановки на уроке.
Приемами начала современного традиционного урока являются:
- рифмованное начало урока;
- элементы театрализации;
- загадки истории;
- эпиграф к уроку;
- высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;
- пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;
- постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создания
проблемной ситуации и др.
Несколько примеров:
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. Можно использовать следующее рифмованное начало урока:
Здравствуйте, ребята!
Проверьте, все ли у вас на столе в порядке?
Учебник есть? Тетрадка?
Ручка, дневник, карандаши?
Если это есть, значит можно сесть!
Театрализованное начало на уроке истории:
“Разговор братьев Кирилла и Мефодия”.
Кирилл: Мне нужна твоя помощь, брат. Я еду на север, к славянам. Буду их учить. Мефодий: Но как же ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они написаны по-гречески?
Кирилл: Я думал об этом и решил: надо составить славянскую азбуку. Там будут все буквы, какие нужны для нашего языка. Вот посмотри (протягивает брату пергамент). А теперь надо перевести с греческого языка как можно больше книг, чтобы было чего читать. Мне одному не справиться с этим трудным делом.
Мефодий: Конечно, я буду помогать тебе. Пусть будут у славян свои книги.
Русь не забыла этих людей. В Москве на Славянской площади возвышается бронзовый памятник, отдающий честь просветителям:

Стихи, отрывки художественных произведений
Стихотворение Брюсова:
Я - раб царя. С востока до заката Среди других свершаю тяжкий труд И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я - раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари, исчезну без следа, Меня с земли судьба сотрёт, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.
Эпиграф к уроку
«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения». В.О. Ключевский.
«У каждой страны – свой путь, выбранный к процветанию, у России – свой путь, выбранный к катастрофам». Г.Е. Миронов.
5. Загадка истории
Как известно, Александр I вступил на престол с помощью заговорщиков, убивших его отца императора Павла I. Наследник престола знал о готовящемся заговоре, хотя и не давал согласия на убийство отца, подразумевалось, что Павел будет только арестован. Существует версия, что чувство вины за гибель отца, в конце концов, привело Александра I к решению оставить трон и удалиться в монастырь под чужим именем. Во всяком случае, загадочные обстоятельства смерти Александра I дают повод для подобной легенды.
6. Пословицы и поговорки


"Погибоша, аки Обри (авары), их же несть ни поемени, ни наследства" (в летописи), "беда, аки в Родне" (голод в 980 г. в Родне), "Руси веселье пити, не может без того быти" (слова Владимира магометанским миссионерам под 986 г.), "Путята крести (новгородцев) мечем, а Добрыня огнем" (о крещении новгородцев, оказавших сопротивление), "не погнетши (не раздавивши) пчел, меду не едать", говорил волынско-галицкий князь Роман о своевольных боярах (под 1231 г.), "не во время гость хуже татарина", "тут словно Мамай воевал", "каков хан, такова и орда" (эти пословицы отражают татарщину), "семеро пойдут, Сибирь возьмут" (после завоевания Сибири казаками с Ермаком во главе), "вот тебе бабушка и Юрьев день" (по поводу запрещения при Борисе крестьянам перехода к другим помещикам даже в осенний Юрьев день), "пропал, как швед под Полтавой" (после поражения шведов под Полтавой),  "Лежачего не бьют" (во время кулачных боев), "По имени тебе место дать, по отчеству пожаловать" (местничество).

Проблемные ситуации
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Например, при изучении в 8 классе темы «Крымская война» ученикам предлагается следующий вопрос: «Почему Россия, одна победившая в 1812 г. Наполеона и освободившая от его диктата Европу, через 40 лет оказалась в состоянии конфликта со всей Европой.
При изучении темы «Общественное движение в России в 70-х гг. XIX в.» был предложен вопрос «Почему Царь-Освободитель Александр II превратился в главную мишень для русских террористов спустя 20 лет после освобождения крестьян?».        
Другой приём создания проблемных ситуаций заключается в создании ситуации несоответствия новых фактов наличным знаниям учеников. Например, постановка при изучении темы «Земская, городская и судебная реформы» вопроса «Почему отмена крепостного права вызвала необходимость реформирования системы управления и суда по всей России?», т.к. с точки зрения здравого смысла связь между крепостным правом, с одной стороны, и организацией управления и суда, с другой стороны, не очевидна.        
Кроме того, можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических явлений и событий. Например, при изучении в 5 классе темы «Боги древних греков», учащимся был предложен вопрос: «Что объединяет всех древнегреческих богов и лежит в основе религии древних греков?». Ученики дали ответ, что всех богов объединяет то, что они олицетворяют определённые силы природы, и тем самым в основе древнегреческой религии лежит сакрализация природы.
Как мы видим, использование технологии проблемного обучения учит детей искать самостоятельные ответы на поставленные вопросы. Тем самым школьники приобщаются к культуре мышления и к таким его важнейшим характеристика как открытость, креативность и альтернативность.
Следует помнить слова В.А.Сухомлинского: “Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.











 
·