Мастер класс «Где не было начала, не будет и конца…» (организационный момент урока)
Мастер класс «Где не было начала, не будет и конца…»
Ученик обратился к Магу:
- Ты рассказываешь нам истории, но не объясняешь, что они значат. Почему?
Маг ответил:
- А когда ты отправляешься на рынок, чтобы купить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он попробовал их вместо тебя, оставляя себе лишь кожуру?
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику».
Л.Н.Толстой
Каждый день миллионы детей идут в школу. Кто-то стремится туда за новыми знаниями, кто-то – с нетерпением мечтает о встрече с друзьями, кто-то делает это по привычке, не задумываясь, в ежедневном беге времени…
Зачем в школу идет учитель? Все учителя ежедневно задают одни и те же вопросы Чему учить? Как учить? Зачем учить?
Каждый учитель мечтает о том, чтобы ученики занимались его предметом серьёзно, увлечённо, с интересом. Ведь только тогда процесс нелёгкой учебной деятельности может стать желанным и доставляющим удовольствие, а это, в свою очередь, и есть непременное условие ученического успеха. Представленный сегодня материал адресован неравнодушному педагогу, ориентированному на успех своего воспитанника.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" ставит перед педагогическим сообществом цель "создания такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной". В основе образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и образование таких качеств личности, которые позволят ей адаптироваться к условиям современного общества.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.
Легко ли сделать привлекательным, доступным и простым то, что на самом деле является сложным? Конечно, нет... Трудно сделать ежедневный, монотонный процесс обучения интересным, потому что за словом "трудный" стоит кропотливая работа педагога, понимающего и любящего своих "школьных детей".
Основными составляющими образовательного процесса являются обучающая деятельность учителя, учебная деятельность учащихся и их педагогическое взаимодействие по формированию ключевых компетенций. Сегодня учителю истории и обществознания приходится искать ответы на следующие вопросы: «Как мотивировать ученика, организовать такую деятельность, чтобы ребенок был продуктивно активен? Как преподавать историю и обществознание в школе, чтобы изложение материала учителем не наталкивалось бы на безразличие и тоску в глазах учеников?» От урока тянутся сотни незамечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутришкольной культуре, к формированию новых технологий обучения и воспитания и освоению передового опыта — словом, ко многим сторонам, звеньям и явлениям школьной жизни.
Ставя цель конкретного урока, нужно видеть цель всего учебного процесса. Кроме «официальных» целей урока, учитель сознательно или неосознанно формулирует и личную цель. Какова истинная цель учителя, таков и сам учебный процесс. Если учитель хочет выглядеть хорошим в глазах администрации и родителей, то главная цель – подготовить к итоговому тестированию, КМС и т.п. Иногда учитель своей скрытой целью ставит понравиться ученикам, быть для них лучше всех остальных. Кажется, что эта цель легко достижима хорошими отметками, «панибратским» отношением с воспитанниками, но такой «успех» ненадолго. Значит, личная цель учителя должна быть выше и чище, например, привить любовь к научным исследованиям, сформировать научный стиль мышления и т.п. Такая цель, личностно значимая для учителя, становится личностно значимой для учеников. «Закономерность говорит об этом в общем виде: усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека. Бессмысленную информацию усвоить невозможно. Безразличную - почти невозможно» (Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. СПб.: Питер, 2004, с. 145).
В настоящее время вновь меняется расстановка акцентов, подходы к анализу самого взаимодействия процессов преподавание–учение. Сегодня главным выступает совместная деятельность учителя и учащегося на уроке.
Урок рождается именно в момент его проведения. Это не сцена, на которой разворачиваются отрепетированные действия спектакля, а живое рождение, выращивание нового представления о мире. На таком уроке невозможно рассчитать время до секунды, трудно предугадать итог. Он требует от учителя не репетиций, а огромного напряжения: нужно чувствовать пульс урока, быть готовым применить любой прием из имеющихся в арсенале учителя, чтобы направить деятельность учащихся в задуманное русло.
Для рождения такого урока нужны соответствующие целеполагание и мотивация учения.
Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа ученик становится главным деятелем.
Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Практическая часть
Давайте распределить элементы оргмомента традиционного урока и личностно- ориентированного:
(раздать таблицы)
Традиционный Личностно- ориентированный
- предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);
- актуализация знаний учащихся.
-авторитарность, закрытость, монологичность;
- деятельность по алгоритму - рифмованное начало урока; с элементами театрализации; с загадки; - с эпиграфа к уроку; - с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока; с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;.
- с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации
- демократичность, открытость, диалогичность, рефлексивность;
-поисковая, мыслительная деятельность
На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.
Немецкий психолог Эббингауз установил, что при запоминании любого ряда явлений лучше всего в памяти воспроизводится его начало и конец. Поэтому на своих уроках я применяю «Эффект края». Он предполагает эффектное начало (лейтмотив) и эффектное завершение. Так начало урока и его конец связаны проблемным видеорядом, яркими афоризмами, возможно анекдотом.
Примеры, как можно начать изучение темы «Особенности менталитета».
«Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами проводим урок открытых мыслей по теме: «Какие мы, русские?» Я нашла в Интернет – ресурсах любопытные данные: англичанам, немцам, французам был задан вопрос «Кто для вас русские?». «Русские для нас не совсем приятны: медведи, дикари» - англичане; « Скорее чужие, чем свои» - немцы; «Когда надо свои, когда надо чужие» - французы. Ребята, так какие же мы, русские? Я предлагаю вам попытаться ответить на этот вопрос: каковы черты русского менталитета?
Метод «шкала мнений» (займи позицию). Этот метод успешен для работы с дискуссионными проблемами. Его полезно использовать как вводное упражнение для того, чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по вопросу:
«Удел России ползать. Она никогда не встанет с колен, потому что мы…..»
«Россия – великая страна. У нее есть крылья, потому что ее народ……»
Видеофрагмент.
Ключевский «Русским всегда было, куда податься в случае неудачи. Отсюда «авось» как черта национального характера».
Розанов «Русский дух все-таки существует. И это не обязательно стихи, проза, философия. Нет, это манера жить».
Пушкин «Любимая поза русского человека - скрестив руки на груди, безучастно наблюдать за происходящим».
5.А можно рассказать анекдот «Встретились как то раз русский, немец и американец….».
Главное - вовремя остановиться и перейти к серьезным упражнениям или к изучению нового материала. Важно заинтересовать детей, но не взбудоражить и не рассмешить. Чувствуйте настроение класса, не позволяйте ему переходить за грань. Дайте возможность высказаться каждому ученику, но не забывайте следить за бесценным временем урока.
Учителя должны создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта. Различают изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, в котором процессом управляет учитель.
Советы, как начать урок
не начинайте уроки одинаково, элемент неожиданности привлекает учеников,
улыбайтесь, заряжайте детей хорошим настроением, но не допускайте шуток,
оставьте проверку домашнего задания на середину или конец занятия,
не начинайте урок с самостоятельной работы, дети должны войти в рабочее состояние,
не отвлекайтесь на вопросы дисциплины,
все силы направляйте на то, чтобы разжечь интерес учеников к теме.
Результаты
Третий год я адаптирую на уроках обществознания различные приемы и методы интерактивного обучения. Одновременно веду исследование развития интереса у учащихся, изменение интеллектуальных умений и навыков.
Если мне как учителю преподаваемый материал интересен, я вижу в нем непознанные аспекты, загадки, я хочу узнать и доказать себе что-то новое, а в соавторы беру класс, то этот материал станет интересным и для учащихся.
Мысль эта не нова, еще в конце XIX века Д.И.Менделеев называл одной из главных функций учителя умение «заражать» своих учеников тем, что ему самому интересно, в чем он может поделиться своими достижениями и сомнениями. «Не беда, если учитель, зная и любя одни области более других, отдаст им больше времени и внимания, так как учение есть своего рода зараза, и хорошему учителю любо видеть интерес своих учеников». Менделеев подобрал очень точное определение учителю: возбудитель. Возбудитель интереса учеников, их эмоциональной сферы, мышления. Сами же знания в виде информации можно получить и из книг (а сегодня – также из Интернета и электронных библиотек).
Слышу возражения скептиков: невозможно «возбуждать» четыре - пять уроков подряд пять дней в неделю, нужно изучать программу, готовить учащихся с 4-го класса к ЕГЭ, иначе сам будешь в «отстающих» и т.п. Но тогда давайте честно признаемся, что работаем в русле «традиционного урока», а «новые технологии» – это способ приспособиться к тяжелой доле вечно загруженного учителя: живое общение учителя с учащимися заменить карточками коллективного способа обучения, программированными заданиями, электронной презентацией, модулями, а эксперимент – видеоаналогами.
У вас имеются листы с таблицей «Интеллектуальные умения и навыки учащихся»
Навыки устной речи Работа с текстом Способность к творческой реализации знаний в письменном виде
1 уровень (низкий) Пересказывает содержание, отвечает на вопросы к тексту Текст понимает недостаточно полно Отвечает письменно на вопросы
2 уровень (средний) Размышляет о прочитанном, анализирует, делает выводы Понимает текст, выделяет главную мысль, может репродуцировать содержание Излагает изученное, может обосновывать собственную точку зрения в письменной форме
3 уровень (высокий) Аргументировано отстаивает точку зрения, выступает с сообщениями, докладами, участвует в дискуссии, делает объективные и взвешенные выводы Текст понимает, содержание может анализировать, выделяет главные мысли, критически осмысливает и анализирует, обобщает материал из разных источников Умеет писать эссе, обобщать и делать выводы, писать и рефераты и т.д.
Для определения уровня интеллектуальных умений и навыков провожу исследования через тесты, анкеты, срезы и т.д.
Уровни 2010-2011 2012-2013
Низкий 40% 5%
Средний 35% 55%
Высокий 25% 40%
Наблюдается положительная динамика: учащиеся перешли на новый, более высокий уровень.
Применение методов личностно- ориентированного обучения обеспечивает результативное участие в конкурсах, олимпиадах.
- 2 этап Всероссийской олимпиады школьников
- Молодежные чемпионаты
Обеспечивает сдачу ЕГЭ
Наблюдается положительная динамика сформированности образовательных компетенций.
Особенности работы учителя в личностно- ориентированных группах:
1. Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт обучающегося
2. Атмосфера повышенного интереса.
3. Ученик имеет право на неправильный ответ (это его не пугает)
4. Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов.
5. Создание ситуаций общения, диалога.
6. В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия.
7. Эмоциональный настрой (что понравилось).
8. Рациональное домашнее задание.
Вопросов даже в известном, казалось бы, материале можно найти много, подумать над их разрешением интересно и учителю, и ученику, тем более, что прямых ответов в современных учебниках и в Интернете нет. Фантазия учащихся безгранична.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание находить причины затруднений и т.п.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке даются задачи и формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
И помните: к любому, даже к самому сложному классу, можно найти свой подход, если захотеть. Учителя, учитесь зажигать огонь в глазах своих учеников, и они отплатят вам за это вниманием и знаниями!
СУТЬ ОБУЧЕНИЯ
Ученик обратился к Магу:
- Ты рассказываешь нам истории, но не объясняешь, что они значат. Почему?
Маг ответил:
- А когда ты отправляешься на рынок, чтобы купить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он попробовал их вместо тебя, оставляя себе лишь кожуру?
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н.Рыленков
Взгляни горе в лицо — тупа вершина, А сбоку погляди — она остра. Иди навстречу — и гора все выше, Иди назад — и ниже все гора... О нет, она свой облик не меняет, Гора одна и та же — в этом суть. А превращенья от того зависят, с какого места на неё взглянуть.
Су Дун По (Учёный Муж с Высокого Холма),
1036 – 1101,
китайский литератор и политический деятель
.