Программа летнего отдыха, оздоровления и занятости детей Фортуна — 2016. МАОУ СОШ № 50.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением английского языка» г.Перми
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________
/Мякина О.Э./
« » 2016г.
ПРОГРАММА
Летнего оздоровительного лагеря «Фортуна»
Руководитель ЛДО Красильникова Е.В.
Составила программу Красильникова Е.В., учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Пермь, 2016
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры побуждают ребёнка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим. Это жизнь в новом коллективе. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил. Это период свободного общения детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь воспитанников из многодетных и малообеспеченных семей.
Лагерь размещается на базе муниципального автономного образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №50 с углублённым изучением английского языка».
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание культурной социально значимой психологической среды.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Программа включает в себя разноплановую деятельность образования и воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате приобщения к культурным ценностям.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену. Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребёнка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, полноценного отдыха развития личности ребенка, приобщения к культурным ценностям, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи: 1. Создать условия для организованного отдыха детей. Пропагандировать здоровый образ жизни.
2. Формировать интерес к различным видам деятельности.
3. Развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребёнка.
4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
5.Знакомить с культурной средой города Перми.
Сроки реализации программы: лето 2016 года (июнь), лагерная смена - 18 рабочих дней. Программа рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет.
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к ближнему, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого.
Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса.
Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Направления и виды деятельности:
- Физкультурно - оздоровительная деятельность;
- Художественно - творческое направление.
- Интеллектуально – развлекательная деятельность.
- Профилактическая работа.
Методы организации:
Основными методами организации деятельности являются:
-Посещение театров, музеев, выставок, проведение экскурсий;
-Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
-Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
-Метод коллективной творческой деятельности (КТД);
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию межличностных отношений в коллективе.
Формы и методы работы:
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием:
- традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии);
- метод интерактивного обучения (ролевые игры), в которых дети проживают те или иные конкретные ситуации;
- методики коллективно-творческого воспитания, важнейшие средства и методы организации воспитательного пространства (в микросоциуме);
- создание органов детского самоуправления с целью проявления инициативы, принятия решения и его самореализации.
Содержательная часть:
I этап Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещания в РОО по подготовке к открытию лагеря;
Издание приказа об открытии лагеря, подготовка необходимых документов;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
Подготовка воспитателями методического материала;
Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, должностные обязанности, инструкции).
II этап Организационный
Знакомство воспитанников с правилами, обязанностями и возможностями во время пребывания в летнем лагере.
Реализация цели программы.
Вовлечение детей в различные виды коллективной творческой деятельности.
Работа «творческой мастерской» (занятия по интересам).
III этап Итоговый
Подведение итогов смены;
Анализ предложений детей, родителей, педагогов о деятельности летнего оздоровительного лагеря.
Механизм реализации программы:
Разработан план работы летнего лагеря (план-сетка).
Принципы реализации программы:
Безопасность проводимых мероприятий;
Учёт особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Наличие спортивного инвентаря и материалов для организации деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение дня;
Чёткое распределение обязанностей между участниками лагеря;
Создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
Условия реализации программы:
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребёнка, ООН, 1991г.;
Устав МАОУ «СОШ № 50»;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Приказы ОУ;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Акт приемки лагеря.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря;
Учителя начальной школы и английского языка;
Мед.работник;
Руководитель школьного музея;
Учитель ФЗК.
Материально – техническое обеспечение:
Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;
Наличие канцелярских принадлежностей, материала для творчества детей;
Видеотехника и аудиоматериалы;
Призы и награды для стимулирования.
Педагогические условия:
1. Отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
2. Организация различных видов деятельности;
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
4. Создание ситуации успеха;
6. Виды стимулирования детей.
В программу летнего лагеря включены мероприятия, связанные с 55-летием первого полёта в космос (посещение планетария, конкурс рисунков), годом кино в РФ (посещение кинотеатра и ДЦ «Мотовилиха»), здоровым образом жизни (проведение утренней зарядки, спортивных мероприятий, игры на воздухе, лекции мед.работника), с духовно-нравственным воспитанием.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- общее оздоровление воспитанников, укрепление здоровья;
- расширение социального опыта;
- повышение культурного уровня детей, расширение кругозора;
- формирование коммуникативных умений, толерантности, основ правильного поведения, общения, культуры;- выработка навыков ручного и общественно-полезного труда, индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
- повышение творческой активности детей;
- личностный рост участников смены.
Список используемой литературы:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007;
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2008;
4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006;
5. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.
С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2010 г.
7. Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Программа развития «Я и мир». М.: ТЦ Сфера, 2010.