Математика. 1 класс. Урок — путешествие в сказку Колобок. Тема. Закрепление изученного по теме Сложение и вычитание в пределах 10. 
  
             Тема.  Закрепление  изученного  по  теме:
          « Сложение  и  вычитание  в  пределах  10 »
Цели:  
        повторить  знания  состава  чисел;
        продолжать  работу  по  формированию  вычислительных  навыков  сложения  и  вычитания        в  пределах  10,  понятий  «действие  сложения», «действие  вычитания»;
       формировать  умение  составлять  и  решать  простые  задачи  изученных  видов;
       повторить  составные  части  задачи,  взаимосвязь  между  сложением  и  вычитанием,
       названия  компонентов  и  результатов  действия  сложения;
       формировать  умение  распознавать  геометрические  фигуры;
       развивать  внимание,  воображение,  логическое  мышление,  математическую  речь;
       воспитывать  интерес  к  изучению  математики,  народным  сказкам;
       воспитывать  умение  работать  в  коллективе,  самостоятельность,  дисциплинированность.  
                                                             Ход  урока:
 Организационный  момент.
                                        Громко  прозвенел  звонок.
                                        Начинается  урок.
                                                Наши  ушки  –  на  макушке,
                                        Глазки  широко  открыты.
                                        Слушаем,  запоминаем,
                                        Ни  минуты  не  теряем.
  Cообщение  темы  и  цели  урока.
   --  Сегодня  у  нас  необычный  урок.  Мы отправимся  в  
   путешествие – сказку!
В мире много сказок
 Грустных и смешных,
                                                       И прожить на свете
                                                       Нам нельзя без них.
              В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
              Сказка в двери к нам стучится.
      Скажем гостье: «Заходи!»
     --  Вспомним,  с  каких  слов  часто  начинаются  сказки?
    (Жили-были дед и баба…) хором
Дедушка  и  бабушка  предлагают  вам  задание,  справившись  с    которым  вы  узнаете,  в  какую  сказку  мы  отправимся  в  путешествие  и  кому  из  героев  сказки  будем  помогать.
Актуализация  знаний  учащихся.
Математический  диктант.
- Запишите  число, следующее   после  4;
- из  5  вычесть  2;
- первое  слагаемое  7,   второе  слагаемое  2,  найти  сумму;
- какое  число  предшествует  числу  8;
- число  5  уменьшить  на  4;
- число  6  увеличить  на  2;
- найти  сумму  чисел  5  и  5.
Взаимопроверка.
М.д.  5,  3,  9,  7,  1,  8,  10.
              -- А теперь  расположите  эти  числа  в  порядке  возрастания.
                              1,  3,  5,  7,  8,  9,  10.
                     Проверка.
              --  Какое  число  лишнее?  ( 10 ).  
              --  Почему?  ( двузначное ).
              --  Какие  числа  пропущены?
              --  Молодцы,  вы  справились  с  заданием  и  можете  узнать  в  путешествие  
                   по  какой  сказке  мы  отправляемся.
    --  Итак,  в  какую  сказку  мы  с  вами  отправляемся?
              --  Кто  главный  герой  сказки?    
                                                           На  сметане  мешен,
                                                                    На  окошке  стужен,
                                                                    Круглый  бок,  румяный  бок                                                                    Покатился…         ( КОЛОБОК )      
         --  Вместе  с  Колобком  мы  будем  закреплять  знания  и  навыки  сложения  и 
              вычитания  в  пределах  10.
         --  Молодцы!  С  заданием  вы  справились  и  оказались  в  сказке.         --  Вспомним  начало  сказки. («Жили - были  старик  со  старухой.                 Вот  и  просит  старик:                 --  Испеки  мне,  старуха,  колобок.              Старуха  наскребла  муки,  замесила  тесто  на  сметане,  скатала   
              колобок, испекла   и  положила   его на  окошко  остудиться.»)
         --  Лежал,  лежал  Колобок,  да  и  подумал:  «Зачем  я  скучаю  на  окошке,
             покачусь  лучше  к  деткам  в  школу,  научусь  читать,  считать  и  писать,
             много  полезного  узнаю.
             Соскочил  он  с  подоконника  и  покатился  по дорожке  в  математический 
             лес…
Работа  по  теме  урока.
             Катится  Колобок,  катится,  а  навстречу  ему …
                                            Угадайте,  что  за  шапка:
                                            Меха  целая  охапка.
                                            Шапка  бегает  в  бору
                                           У  стволов  грызёт  кору.    ( ЗАЯЦ )
             Заяц:   --  Колобок,  Колобок,  я  тебя  съем!             Колобок:  --  Не  ешь  меня,  Заяц,  лучше  подскажи  мне  дорогу  в  школу.
             Заяц:  --  Выполни,  Колобок,  мои  задания,  тогда  отпущу  и  покажу  
                            дорогу.
             --  Давайте  поможем  Колобку  выполнить  задания  Зайчика.
            Из  одного  примера  на  сложение  составить  два  примера  на  вычитание.
                       6 + 2 = 8                              5 + 2 = 7                              4 + 2 = 6
                       8 -- □ = 2                             □ – 5 = 2                              6 -- □ =2
                       □ – 2 = 6                              7 -- □ = 5                             □ – 2 = 4
             --  Какое  правило  мы  должны  помнить,  выполняя  это  задание?
                 Самопроверка.
Физминутка  для  глаз.
Закрепление  изученного.  Работа  с  учебником.  С.90,  № 1.
Катится  Колобок,  катится,  а  навстречу  ему …
                                      Кто  осенью  холодной                                     Ходит  злой,  голодный?       ( ВОЛК)    (музыка – выход  волка)
               Волк:   --  Колобок,  Колобок,  я  тебя  съем!               Колобок:  --  Не  ешь  меня,  серый   Волк,  покажи   дорогу  в  школу.
               Волк:  --  Помоги  мне!  Тогда  отпущу  и  покажу  дорогу.
               Колобок:  --  Интересно,  смогу  ли  я  помочь  волку?
               --  И  решил  попробовать,  но  запутался! Давайте,  ребята,  выручать   
                    Колобка!  Поможем  решить  Колобку  и  Волку  задачу!
               Составление  задачи  по  рисунку.    С.90,  № 1.
               -- Из  каких  частей  состоит  задача?   ( условие,  вопрос,  решение,  ответ)
               -- Давайте  составим  задачу  по  рисунку.
               -- О  ком  пойдёт  речь  в  задаче?     (о  цыплятах)
               Было  4  цыплёнка.  К  ним  прибежали  ещё  2  цыплёнка.  
               Сколько  цыплят  стало?
               -- Выделим  главные  слова  задачи.
               -- Что  такое  условие  задачи?
               -- Что  известно?
               -- Что  нужно  найти?
               -- Цыплят  стало  больше  или  меньше?
               -- Задача  решается  действием…   (сложения)
               -- Какие  числа  будем  складывать?     (4 + 2 = 6)
               -- Что  осталось  записать?   (ответ)
               -- Молодцы,  дети,  помогли  Волку  и  Колобку!  Волк  отпустил                   Колобка,  показал  ему  дорогу  в  школу.  
Самостоятельная  работа   « Определи  соответствие ».     
      -- Но  пока  мы  решали  задачу,  набежали  тучки.  Давайте  решим  
         примеры  и  раскрасим  зонтики  в  соответствии  с  ответами.
                         3 + 2 =                                      8 – 2 =
329946031813500                         9 – 1 =                                      5 + 2 =
32994602990850028232102413000                                             5                                                               
32994602990850028232105270500                                             6                
32994603175000028232105207000                                             7
28232106159500                                             8                                                              
                                       
              --  Поднимите  зонтики  над  головами,  чтобы  вас  не  замочил  дождик.
              -- Опустите  зонтики,  дождь  прекратился.
       VIII.  Физкультминутка  « Дождя  не  боимся ».
        IX.    Работа  с  геометрическим  материалом.
              -- Катится,  катится  Колобок,  а  навстречу  ему…
                                               Он  в  берлоге  спит  зимой                                               Под  большущею  сосной.
                                               А  когда  придёт  весна,
                                               Просыпается  от  сна.     ( МЕДВЕДЬ )
               Медведь:   --  Колобок,  Колобок,  я  тебя  съем!
               Медведь:  --  Какие  ты  геометрические  фигуры  знаешь?
                                 --  Какие   геометрические  фигуры  использованы  для  
                                      рисунка  медведя?                                 --  Посчитай,  сколько  прямоугольников  на  рисунке?   ( 3 )
                                 --  Сколько  кругов?       ( 7 )     
                                 --  Сколько  треугольников?     ( 4 )
               Медведь:  --  Молодец,  Колобок!  Отпускаю  тебя  в  школу!                            
               И  покатился  Колобок  дальше…
         X.  Задание  « Найди  ошибку ».
   
              -- Катится,  катится  Колобок,  а  навстречу  ему…
                                                Хитрая  плутовка,
                                                Рыжая  головка.
                                                Пушистый  хвост – краса,
                                                Кто  же  это?            ( ЛИСА )
                
 
              -- Хитро,  ласково  заговорила:
         Лиса:  --  Здравствуй,  Колобок,  румяный  бочок!  Слышала  –  гуляешь,
                          зверюшкам  помогаешь,  задачи  решаешь.  А  вот  сможешь  ли                          ты  с  моим  заданием  справиться?  А  не  выполнишь,  я  тебя  съем!
              -- Поможем,  ребята,  Колобку?
                                    7 + 1 – 2 = 5                                      2 + 5 < 7
                                    9 – 2 + 1 = 6                                      7 < 6 + 2
                                    4 + 2 + 1 = 7                                      2 + 4 > 8
                                    8 – 1 – 1 = 10                                    9 < 7 + 1
              --  И  Лиса  отпустила  Колобка!  Покатился  Колобок  дальше  и  вот  уже
                   виднеется  школа,  в  которую  так  стремится  попасть  Колобок!
          XI.  « Графический  диктант ».
      
                       Учитель  диктует  задание.     
  
          -- Что  получилось?  Дорисуйте  окошко  и  дверь.
           XII. Итог  урока  « Закончи  предложение ».
          -- Вот  и  подошло  наше  путешествие  к  концу.  Колобок  по  пути  в  школу
              встречался  со  многими  лесными  жителями,  узнавал  много  нового  и  
              свои  знания  передавал  другим.   И,  преодолев  все  испытания  на  своём  
              пути,  Колобок  прикатился  к  нам  в  школу,  а  мы  ему  в  этом  дружно  
              помогали.
         
          -- Сегодня  на  уроке  мы  путешествовали  по  сказке…  («Колобок»)
          -- При  решении  примеров  мы  использовали  действия… (сложение и вычитание) 
          -- Задачу  мы  решали  действием…    (сложения)
          -- Задача  состоит  из…    (условие,  вопрос,  решение,  ответ)
          -- Мы  помогли  Колобку  прийти  в…   (школу)
          -- В  школе  Колобок  получит…     (знания)
            -- В  знак  благодарности  Колобок  говорит  вам,  ребята,  «спасибо»  и
              дарит  свои  фотогра фии.
                                                       В мире много сказок
 Грустных и смешных,
                                                       И прожить на свете
                                                       Нам нельзя без них.
                                                       Пусть  герои  сказок  
                                                       Дарят  нам  тепло,
                                                       Пусть  добро  навеки                                                         
                                                       Побеждает  зло!