Программа Развитие социально-бытовой ориентировки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
РЕСПУБЛИКА САХА(ЯКУТИЯ)
Администрация Муниципального образования «Нерюнгринский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №60 «Огонек» города Нерюнгри Нерюнгринского района
ОГРН 1031401723540;ИНН 1434028201,
пр. Дружбы народов 11/1, г. Нерюнгри
Республика Саха (Якутия), 678960
Тел.(41147) 6-73-75 ogonek @nerungri.edu.ru
13 EMBED PBrush 1415
САХА РЕСПУБЛИКАТА
«Нерюнгри оройуона»
Муниципальнай тэриллии дьаhалтата
Оскуола иннинээ5и саастаах о5олору уорэтэр муниципальнай тэрилтэ - 60 № дээх «ТОЛОНЧООН» о5о саада
от «______»________________20____г. № ______
исх. №________от «________»________________20____г.
Согласован: заместителем руководителя Утвержден: заведующей МДОУ «Огонек»
Кийко О.В.________________________ Грузд М.С__________________________
Программа
«Развитие социально-бытовой ориентировки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Автор: Конради О.А.
г.Нерюнгри,2013
Проект программы
Наименование Программы
«Развитие социально-бытовой ориентировки у дошкольников с ОВЗ»
Разработчик Программы
Конради Ольга Александровна
Исполнители Программы
Воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности № 11
Научно-методические основы разработки Программы
При разработке Программы использовались:
- Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №60 «Огонек»» Разделы: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие
Цели и задачи Программы
Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
Формировать основы социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире
.
Приоритетные направления программы
Успешная адаптация и социализация дошкольников с ОВЗ в социум
Ожидаемые результаты
Повышение уровня развития социально-бытовых навыков
Срок действия
Долгосрочный (2012-2018гг.)
Этапы реализации Программы
2013 - диагностический и прогностический этап2013-2017 - практический этап
2017 - обобщающий этап
Структура Программы
Паспорт программы
Пояснительная записка - актуальность темы.
Цели, задачи, принципы формирования социально-бытовых навыков
План работы микроцентра практической жизни «Я все умею»
Библиография
Оценка степени достижения запланированных результатов реализации
Мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма - отчет - самоанализ о результатах освоения программы.
Актуальность темы
Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Социально-бытовая ориентировка детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Такие дети бывают безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Дети не могут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готовы к волевой регуляции поведения. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с задержкой психического развития не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности такого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Работа по социально-бытовой ориентировке актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.
Данная программа необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции.
Инновационный компонент программы:
В данной программе проведена интеграция:
- информационных возможностей воспитательного процесса и жизненного опыт детей;
- коррекционного воздействия и расширение понятий об области применения знаний в социально – бытовой деятельности;
- социально – бытовой направленности содержания материала программы и других направлений воспитательной работы (трудовое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание, здоровьесберегающие технологии).
Цель:
Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формировать основы социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Прививать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
4. Создать основу для формирования инициативности и самостоятельности детей с ОВЗ.
5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
6. Развивать и корректировать двигательную моторику, систему профилактических умений по охране здоровья, воспитывать привычки к здоровому образу жизни.
7.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.
8.Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Структура программы
Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.
Программа включает в себя формирование социально-бытовых навыков, отработку навыков самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.
Предметно-практическая деятельность по программе проходит как основа формирования трудовых навыков.
Вся работа в совместной деятельности носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности воспитанников при выполнении заданий, предусмотренных программой.
Программный материал расположен по концентрическому принципу. Реализация принципа концентризма даёт возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности воспитанииками.
Концентрическое распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.
Разделы программы:
I блок «Я - сам»
Привитие культурно-гигиенических навыков, развитие у детей навыков самообслуживания. Формирование бытовых трудовых умений ухода за телом, одеждой, обувью.
II блок «Я - помощник»
Обрабатывание умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в помещении. Формирование правильных представлений о предметах домашнего обихода, которые включают в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов в назначению;
III блок «Я - готовлю»
Знакомство детей с основными продуктами питания, формирование интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к соблюдению личной гигиены. Обучение детей навыкам сервировки стола, уборки и мытья посуды. Привитие навыков правильного поведения за столом. Знакомство детей с функциональным использованием кухонной посуды и бытовых приборов для приготовления пищи (тостером, миксером, электрическим чайником, микроволновой печью); учичь определять продукты, из которых приготовлено блюдо (дегустация) и бережно обращаться с продуктами питания.
IV блок «Я – садовник»
Формирование навыков по уходу за комнатными растениями. Обучение детей поливу цветов из лейки, рыхления земли палочкой или детской лопаткой, подготовка и посадка семен, посадка цветов, поливание всходов. Формирование представлений о жизни растительного мира.
V блок «Я – творю»
Обучение детей изготовлению поделок из разнообразных материалов. Знакомство детей с различными свойствами материалов и инструментами для ручного труда. Развитие творческих способностей детей, воображения и мелкой моторики.
VI блок «Я- когда вырасту»
Формирование представлений детей о профессиях и труде взрослых. Развитие и повышение познавательной активности детей, любознательности. Воспитание уважения к трудовой деятельности взрослых.
Показатели сформированности бытового навыка:
-самостоятельность выполнения,
-быстрота, ловкость выполнения,
-правильность выполнения.
Ожидаемые результаты
Реализация намеченных мероприятий по социально-бытовой ориентировке дошкольников с ОВЗ существенно повысит уровень развития воспитанников, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, улучшит волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию и осуществит социальную адаптацию ребенка с ОВЗ.
Библиография
1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.
3. Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 192с. – (Коррекционная школа).
4. ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 302 с. – (Коррекционная педагогика).
5. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
6. Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987. - № 2.
Интернет-источник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
План работы микроцентра практической жизни «Я все умею»
Сентябрь
Блок «Я – сам»
1
«В поисках Неумейки»
Цель: довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур
Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, носовой платок и навыках их использования. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать желание быть чистым, аккуратным, трудолюбивым.
2
«Волшебное зеркало»
Цель: познакомить детей с разными видами расчесок. Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде. Познакомить с бытовым прибором-феном, правилами пользования и техникой безопасности.
3
«Одежкин дом»
Цель: формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежды). Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятые вещи.
4
«Я одежду застегну, сам себе я помогу»
Познакомить детей с разными видами застежек. Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки, крючки.
Октябрь
1
«Стирка кукольной одежды»
Цель: учить детей стирать кукольную одежду , правильно организуя и осуществляя трудовой процесс. Формировать специальные трудовые умения : наливать воду , используя ковш, хорошо намыливать вещь, тереть ткань о ткань, тщательно полоскать и отжимать, вешать сушиться на верёвку. Воспитывать желание овладеть трудовым процессом.
2
«Чудо-машина»
Цель: познакомить детей с бытовым прибором- стиральной машиной, ее назначением. Учить сортировать белые и цветные вещи для стирки в стиральной машине.
3
«Глажка кукольной одежды»
Цель: учить детей отличать мятую одежду от глаженной, аккуратной. Довести до сознания детей важность опрятной одежды. Познакомить с бытовым прибором-утюгом, его назначение, правилами пользования, техникой безопасности.
4
«Шнурки-шнурочки»
Цель: учить детей завязывать шнурки на обуви. Развивать мышление, память, мелкую моторику.
Ноябрь
1
«Блестящие ботинки»
Цель: формировать представление детей о разных видах обуви. Учить следить за своей обувью. Познакомить с различными средствами по уходу за обувью. Учить чистить ботинки специальной щеткой для обуви.
Блок «Я – помощник»
2
«Как игрушки убежали»Цель: учить убирать игрушки и предметы на свои места в квартире, воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно- бытовому труду, интерес к нему, обеспечить овладение необходимыми действиями.
3
«Ни пылинки, ни соринки»
Цель: познакомить детей с понятием – пыль. Учить отличать чистую поверхность от пыльной, грязной. Тренировать детей в правильном пользовании уборочным инвентарем (тряпочками для протирания пыли, пипидастром), протирать пыль, воспитывать интерес к труду и желанию трудиться; развивать навыки элементарной трудовой деятельности.
4
«Умелые руки – не знают скуки»
Цель: учить трудиться в коллективе. Формировать аккуратность и бережное отношение к окружающим предметам. Воспитывать чувство ответственности за совместное дело. Развивать навык пользования щетками, вениками.
Декабрь
1
«Пылесос, пылесос - мусор весь пропылесось»
Цель: познакомить детей с бытовым прибором – пылесос, его назначением, правилами пользования, техникой безопасности. Учить практическим действиям с пылесосом.
2
«Мы ждем гостей"
Цель: дать детям знания о правилах взаимоотношений между членами семьи; закреплять навыки уборки помещения, развивать логическое мышление, познавательную активность детей, желание участвовать в ролевых диалогах;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, воспитывать любовь к семье как ценности, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность.
Блок «Я – готовлю»
3
«Путешествие на кухню»
Цель: познакомить детей с помещением в квартире – кухней, ее назначением. Учить правильно, называть и знать назначение кухонной мебели, посуды, кухонных приборов. Учить правилам безопасности на кухне.
4
«Бытовые приборы на кухне»
Цель: познакомить детей с элекропечью, микроволновой печью, чайником, их назначением, применением, правилами безопасности.
Январь
1
«Бутерброд для папы»
Цель: познакомить детей с бутербродом и его ингредиентами для его приготовления. Учить детей из готовых продуктов готовить различные бутерброды. Закрепить знание продуктов. Развивать мышление, память, речь. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
2
«Витаминный салат для братишки»
Цель: формирование желания вести здоровый образ жизни. Закреплять знания детей об овощах; уточнять представление о витаминах и продуктах, которые их содержат;
учить использовать культурно-гигиенические навыки в самостоятельной деятельности. Познакомить с кухонным прибором-теркой, ее назначением, правилами пользования. Формировать практические навыки по приготовлению салата; учить соблюдать правила безопасности при пользовании теркой.
воспитывать трудолюбие, организованность.
3
«Фруктовый салат для сестренки»
Цель: расширять представления детей о фруктах, их пользе для человека, узнавать фрукты, используя различные анализаторы. Продолжать классифицировать предлагаемые продукты на фрукты. Учить пользоваться кухонным ножом, соблюдать технику безопасности. Развивать интерес к познанию кулинарных тонкостей, оказанию помощи взрослым при приготовлении пищи. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, продолжать развивать трудолюбие.
4
«Печенье для мамы»
Цель: практическое обучение детей посильным трудовым действиям при приготовлении печенья. Формировать интерес к исследовательской деятельности (сравнение молока и воды, сахара и муки, яйца вареного и сырого). Познакомить с бытовым прибором – миксер, его назначением, правилами пользования и безопасности. Учить раскатывать готовое тесто и вырезать формочки. Формировать у детей желание делать приятное и доброе. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, продолжать развивать трудолюбие.
Февраль
1
«Веселое чаепитие»
Цель: рассказать детям о выращивании чая и его сортах. Учить правильно, сервировать стол для чаепития. Формировать у детей желание делать приятное и доброе, учить оказывать внимание гостям, угощать их.
2
«Поможем бабушке Федоре»
Цель: учить детей практическим действиям правильной уборки посуды со стола, мытья. Формировать навыки бережного обращения с посудой. продолжать формировать привычку к трудовому усилию, самостоятельность.; развивать мелкую и общую моторику.
3
«Готовимся к празднику»
Цель: закреплять полученные умения и навыки уборки помещения, стирки белья, сервировки праздничного стола. Развивать трудовые навыки. Воспитывать трудолюбие.
Блок «Я – садовод»
4
«Скорая помощь для растений»
Цель: развивать и поддерживать у детей желание ухаживать за комнатными растениями; формировать навыки правильного ухода за зелёными друзьями; приобщать к труду экологического содержания. Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную).Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды). Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Март
1
Экспериментально-исследовательская деятельность «Друзья Чипполино»
Цель: познакомить детей с разными сортами лука. Формировать знания о том, что лук может расти в разной среде (воде, земле). Практические действия по посадки лука
2
«Чудо луковицы»
Цель: посадка луковичных цветов (тюльпаны, геоцинты) в почву. Познакомить с разнообразием цветочного материала, со строением луковиц и их подготовкой для посадки в почву. Развивать практические навыки работы с посадочным материалом.
3
«Цветы для клумбы» (посев семян и цветов)
Цель: углублять знакомство детей с семенами разных растений, их посевом. Воспитывать бережное отношение к всходам растений.
4
«Огород на окне»
Цель: знакомить детей с семенами овощных культур (помидоры, перец, укроп). Отрабатывать умение посева семян в землю. Развивать практические навыки работы с посадочным материалом. Воспитывать бережное отношение к всходам растений.
Апрель
1
«Садик для Дюймовочки»
Цель: продолжать учить ухаживать за комнатными растениями. Познакомить с новыми видами комнатных цветов. Учить определять отростки готовые к посадки в землю (наличие корня). Учить сажать отростки комнатных растений.
Блок «Я – творю»
2
«Путешествие в бумажную страну»
Цель: продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца
3
«Наши руки не для скуки»
Цель: познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок (Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон). Закреплять правила безопасности работы с ножницами, клеем.
4
«Разноцветные лоскутки»
Цель: познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить выполнять несложную аппликацию из ткани; воспитывать трудолюбие, аккуратность.
5
«Бусы для мамы»
Цель: знакомить детей с соленым тестом для лепки, его пластичными свойствами. Формировать практические умения при приготовлении теста для лепки. Развивать мелкую моторику при нанизывании мелких бусин. Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.
Май
Блок «Я – когда вырасту»
1
«Экскурсия в медицинский кабинет»
Цель: расширять представления о профессии врача, медсестры; формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; закрепить правила поведения в поликлинике. Воспитывать уважение к медицинской профессии.
2
«Экскурсия в кабинет швеи»
Цель: расширять представления о профессии швеи; познакомить с инструментами и материалами швеи. Показать детям как на их глазах кусочек ткани превращается в веешь. Воспитывать уважение к профессии.
3
«Экскурсия в кабинет к плотнику»
Цель: познакомить с профессией плотника, его трудовыми действиями, инструментами. Показать, как простая дощечка превращается в предмет, изделие. Учить забивать гвозди.
4
Разыгрывание спектакля «Хочу быть»
Цель: расширять кругозор, представления детей о профессиях; формировать познавательный интерес к труду людей; расширять словарный запас; воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии, бережное отношение к продуктам труда. Развивать речь детей, память, мышление. Закреплять трудовые навыки.
Root Entry