Программа по организации занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков в летний период
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Копкульская средняя общеобразовательная школа»
Купинского района Новосибирской области
Утверждаю:
Директор школы
__________ Е. И. Сычук«__»______ 2015г.
Программа
по организации занятости,
отдыха, оздоровления детей и подростков
в летний период
«ЛЕТО-2015»
с. Копкуль 2015 год
Анализ проведения летней оздоровительной компании 2014 года
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Организация свободного времени детей и подростков, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в социальном и природном окружении является важной особенностью летней оздоровительной кампании.
Учет возрастных особенностей, личных интересов и склонностей, субъектное отношение между детьми и педагогами, возможность выбора ребятами форм, направлений деятельности, открывают перед ребенком новые возможности социализации, восстановления и укрепления здоровья, приобретения новых знаний, умений и навыков. Это становится возможным в случае целенаправленной организации летней оздоровительной кампании, умелого взаимодействия школы с другими организациями и учреждениями, заинтересованности педагогов, детей, родителей.
Серьёзное внимание в период летних каникул уделялось созданию безопасных условий для проведения летней оздоровительной кампании: проведён инструктаж со всеми категориями педагогов по вопросам безопасности детей и подростков на воде, в случае пожара, в случае возникновения ЧС, ПДД, ТБ и охраны труда подростков.
В программу «Лето-2014» вошли самые разнообразные направления работы и самые разные мероприятия. Уделялось большое внимание работе лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы «Дружба», работе кружков по интересам в лагере, оздоровлению учащихся.
Хочется отметить работу лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба», который работал в июне. В лагере работали кружки по интересам. Дети постоянно были заняты досуговой и общественно-полезной деятельностью.
Всего в лагере было задействовано 30 учащихся.
Была организована работа спортивной площадки. Проведены спортивные соревнования по футболу, мини-футболу, баскетболу.
Расширению кругозора детей, усилению разнообразия форм и методов досуговой деятельности способствовало взаимодействие с учреждениями села.
Анализируя деятельность по организации оздоровительной кампании в 2014 году необходимо внести следующие предложения:
1.Разнообразить формы занятости и отдыха учащихся.
2.Шире использовать различные формы отдыха и занятости несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет.
Паспорт программы
1.
Полное название программы Комплексно-целевая Программа по организации занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков в летний период «Лето-2015» (далее Программа)
2. Цель программы Создание благоприятных условий для организации полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков.
3. Участники программы
Объект Педагогический коллектив МКОУ Копкульской СОШ
обучающиеся 7 - 15 лет, проживающие на территории села Копкуль4. Сроки реализации март-сентябрь 2015 года
1 этап – организационно-методический (март - май)
2 этап – содержательно - деятельностный (июнь- август)
3 этап – контрольно – аналитический (август – сентябрь)
5. Основные направления деятельности - Художественно-эстетическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Гражданско-патриотическое;
- Духовно-нравственное;
- Трудовое;
- Профилактическое
6. Контроль за реализацией
Программы -Оперативный контроль зам. директора по ВР, директора школы:
- занятость несовершеннолетних «группы риска»
- контроль трудоустройства и соблюдение правил охраны труда и ТБ
- контроль качества питания и соблюдение требований
Сан ПиН-Открытый просмотр реализации программных мероприятий.
-Оперативная информация.
-Ежемесячный отчет «Лето-2015»
7. Ожидаемый результат - создание условий по обеспечению трудовой, досуговой занятости обучающихся.
- развитие творческой активности детей, уровня саморазвития ребёнка в творческой деятельности.
- развитие навыков управления и взаимопомощи в ходе деятельности разновозрастных отрядов;
- отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
- отсутствие правонарушений в летний период.
8. Заказчик программы МКОУ Копкульская СОШ
9. Автор программы Иншакова Л.В., зам. директора по ВР
10. Почтовый адрес организации 632760, Новосибирская область, Купинский район, с. Копкуль, ул. Центральная, 13
11. Ф.И.О. руководителя организации Сычук Е.И.
12. Контактный телефон 8(38358) 24-571
Исполнители и привлеченные организации (ведомства) к реализации программы
ПДН
Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП)
КДЦ
Сельская библиотека
Школьная библиотека
Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок на каникулах был занят какой-либо деятельностью.
Школа по-прежнему остается главным организатором отдыха, занятости и оздоровления детей.
Организация летней занятости детей сегодня – это не только социальная защита, это еще и пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни
Программа «Лето - 2015» предусматривает комплексное решение поставленных задач через разнообразные формы занятости детей с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, интересов и возможностей, а также равномерное планирование деятельности школы во время летних каникул. В летний период идёт реализация поставленных целей и задач в рамках данной программы по направлениям: развитие творческих способностей, трудовых навыков, гражданско-патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительная работа. Через создание социально-значимых отрядов планируется организация помощи взрослым по благоустройству села, ветеранам войны и труда, нуждающимся в жилищно-бытовой помощи.
Приоритетом в работе должно стать формирование физической культуры личности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации. На решение этих задач будет направлена работа лагеря с дневным пребыванием детей, а также спортивно-массовая работа с учащимися. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего лагеря с дневным пребыванием детей оздоровительно-спортивное направление.
Календарь традиционных дат и памятных событий в жизни нашей страны, будет использоваться при организации дел в ЛДП детей, направленных на гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, а организация досуга, организованное проведение летних каникул будет направлена на профилактику правонарушений и преступлений.
При организации летней занятости детей и подростков будет осуществляться взаимодействие с различными ведомствами и организациями, с целью эффективности в работе: ПДН.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования.
Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением нашей школы.
Педагоги школы считают, что ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:
- физическое оздоровление школьников;
- сохранение и укрепление эмоционально - психологического
здоровья учащихся;
- профилактика правонарушений и преступление в летний период.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием и трудовых объединений.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период летних каникул и рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 17 лет включительно.
Программа «Лето-2015» ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе, разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность. Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности учащихся в летний период:
Художественно-эстетическое;
Спортивно-оздоровительное;
Гражданско-патриотическое;
Духовно-нравственное;
Трудовое;
Профилактика правонарушений и преступлений.
С целью реализации поставленных задач Программы на базе школы создаются:
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Планета детства» (программа прилагается)
Работа трудовых бригад (июнь, июль, август)
Туристические походы (в течение лета)
Работа школьной библиотеки (июнь, август)
Цель Программы:
Создание благоприятных условий для организации полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков.
Задачи Программы:
1. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей, приобщение школьников к ЗОЖ через взаимодействие с учреждениями здравоохранения и спорта.2. Повышение эффективности работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; профилактика безнадзорности и правонарушений.3. Привлечение родителей и общественных организаций к организации летнего отдыха и занятости учащихся.4. Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в досуговую деятельность. 5. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа основана на следующих принципах:
Принципы дифференциации и интеграции различных форм оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
2. Принцип природосообразности – учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
3. Принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора – предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
4. Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
5. Принцип демократизации деятельности детской пионерской организации.
Содержание программы.
Тематическая направленность мероприятий на 2015 год:
70-летие Победы в ВОВ.
2015 год – год литературы;
День защиты детей;
День дружбы;
День России.
Массовые мероприятия:
1 июня – День защиты детей.5 июня – День охраны окружающей среды.7 июня – День сказок.
9 июня – День Дружбы.12 июня – День России.22 июня – День Памяти и скорби.
22 августа – День государственного флага России.
Приоритеты отдаются гражданско-патриотическому, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, трудовому воспитанию, профилактической деятельности.
Основные направления воспитания и развития детей и подростков в летний период:
Направление Формы деятельности
Художественно-эстетическое Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Конкурсы;
Праздники;
Конкурсы рисунков, плакатов;
Литературные конкурсы;
Экскурсии.
Духовно-нравственное Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства
прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Конкурсы;
Праздники;
Конкурсы рисунков, плакатов;
Литературные
конкурсы;
Беседы, встречи с интересными людьми.
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные соревнования, конкурсные программы противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.
Ежедневная утренняя зарядка в лагере.
Спортивные соревнования, праздники в школе и в районе;
Работа спортивной площадки;
Беседы, конкурсы, викторины по спорту;
День Здоровья;
велопробег;
Беседы, викторины на тему ЗОЖ;
Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности;
Экскурсии.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Это направление включает в себя все мероприятия, патриотического, исторического и культурного характера. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Проведение мероприятий, посвящённых красным датам календаря, дням воинской славы России. Беседы, викторины по истории родного края (района, села) школы, символике РФ;
22 июня, День Памяти;
Викторины, беседы (12 июня, День России);
Трудовое
Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на территории школы, в библиотеке. Социально-значимая деятельность;
Работа на клумбах;
Работа по благоустройству школьного двора;
Работа трудовых бригад (июнь, июль, август)
Профилактическая деятельность
Это направление занимает особое место в системе воспитания. Профилактика асоциального поведения, бродяжничества, правонарушений занимает важное место, т.к дети в летний период располагают большим количеством свободного времени, не умеют его организовать с пользой для себя и общества.
Викторины
Профилактические десанты;
Игры;
Акции со специалистом по ДМ.
Механизм реализации программы
Педагогическое кредо коллектива:
Принцип педагогического профессионализма;
Принцип уважения личности ребёнка;
Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества;
Принцип поддержки детских инициатив и творчества;
Принцип самоуправления детского коллектива;
Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества;
Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.
Этапы реализации программы:
1. Организационно-методический (март– май):
- Изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;
- Сбор информации по планированию летней занятости учащихся школы;
- Подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с детьми;
- Подготовка материальной базы;
- Проведение инструктивно-методических совещаний;
- Создание нормативной базы по летней оздоровительной кампании;
- Координация деятельности с различными ведомствами, организациями, учреждениями;
- Комплектование отрядов при ЛДП детей.
Приём заявлений от родителей на зачисление детей в лагерь.
- Разработка программы по организации летней кампании 2015 года
- Подготовка ЛДП детей к приёмке.
2. Содержательно – деятельностный этап (июнь-август):
- Непосредственное проведение летней оздоровительной кампании согласно плану мероприятий по реализации программы, плану трудовых объединений, программы деятельности ЛДП детей.
- Создание методических пособий по организации летнего труда и отдыха учащихся. Формирование методической копилки.
- Проведение диагностики в ЛДП детей.
- Осуществление текущего контроля за проведением мероприятий в лагере с дневным пребыванием детей, работой трудовых отрядов.
- Информационное освещение летней кампании.
3. Контрольно – аналитический этап (август-сентябрь):
Подведение итогов летней оздоровительной кампании 2015 года.
Анализ работы лагеря, трудовых объединений школьников, выявление инновационных подходов;
Анализ деятельности школы по реализации Программы «Лето-2015».
План организационных мероприятий.
Комплекс мер по реализации программы:
Мероприятие. Сроки. Ответственный.
1. Создание приказов по организации летнего отдыха и занятости детей в школе, об открытии ЛДП детей. Март Сычук Е.И.
2. Организация записи в отряды:
Работа трудовых бригад
Отряд «Цветоводы» (работа на клумбах)
Март Иншакова Л.В.
3. Разработка программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (реализация – июнь)
Подпрограмм деятельности кружков в ЛДП детей. Апрель Иншакова Л.В.
4. Организовать прохождение медосмотра для обслуживающего персонала, воспитателей лагеря, работников столовой. Май
Сычук Е.И.
5. Подготовить необходимое оборудование и инвентарь для лагеря, отрядов по благоустройству территории и работе на клумбах. Май Батракова С.Ю.
6. Оформить информационный стенд «Лето-2015». Иншакова Л.В.
7. Разработать сценарии праздников Апрель-май Иншакова Л.В., Тараскина Л.Н., Сысоева Н.Н., Семенова О.И.
Контрольно-аналитическая деятельность.
Мероприятия. Срок. Ответственный.
1. Рассмотрение вопросов по организации летней кампании и реализации Программы на совещании при директоре, общешкольном родительском собрании Апрель-май Сычук Е.И.,
Иншакова Л.В.
1.1. Совещание при директоре:
- О ходе подготовки реализации Программы "Лето- 2015". Май Иншакова Л.В.
- О ходе работы по реализации Программы. Ежемесячно. Иншакова Л.В., Тараскина Л.Н.
- Анализ работы школы по Программе. Август- Сентябрь Иншакова Л.В.,
1.2. Совещание при завуче: Отчет начальника лагеря, анализ работы трудовых бригад (июнь, июль, август) Август-Сентябрь Иншакова Л.В.
- О занятости учащихся, состоящих на профилактических учетах. Ежемесячно Иншакова Л.В.
2. Сдача информации о работе МКОУ Копкульской СОШ в летний период.
Анализ организации летней оздоровительной кампании 2015 года Август Иншакова Л.В.
- Информация о работе в летний период (цифровая). Август - Отчет о занятости в летний период (по факту). Сентябрь 3. Поставить на контроль:
- организация питания в лагере с дневным пребыванием детей
- выполнение программы лагеря с дневным пребыванием детей
- качество проведения массовых мероприятий Июнь
Июнь
Июнь-
август Иншакова Л.В.
Сотрудничество школы в летний период с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта
Школьный музей
КДЦ
Сельская библиотека
Школьная библиотека
Условия реализации программы:
Нормативно – правовое обеспечение летнего отдыха в 2015 году :1.Постановление администрации Купинского района от 27 февраля 2015 года № 241 «Об организации отдыха и оздоровления детей на территории Купинского района Новосибирской области в 2015 году»;
2. Приказ Управления образования Купинского района от 29 апреля № 39 «Об организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков в период летних каникул 2015 года»;
3. Устав МКОУ Копкульской СОШ
4.Приказ МКОУ Копкульской СОШ «Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2015 году».
Методическое обеспечение:
Школой разработана программа «Лето-2015», программа лагеря с дневным пребыванием детей. Имеется методическая копилка с разработками мероприятий
Мероприятия. Сроки. Ответственные.
1. Провести целевые инструктажи по ТБ. Май- июнь
Семенова О.И.
2. Подготовить методические разработки основных праздников, конкурсов и т. д. Май-август. Иншакова Л.В.
Ресурсное обеспечение:
- помещения ОУ: классные комнаты, спортивный зал, библиотека;
- спортивная площадка;
- спортинвентарь и игровое оборудование;
- аудио-, видео-, компьютерная техника;
- пищеблок и технологическое оборудование;
- транспорт «Автобус».
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
№ Ф.И.О. Должность Категория
1 Иншакова Л.В. Начальник лагеря Первая
2 Тараскина Л.Н. Воспитатель Первая
3 Сысоева Н.Н. Воспитатель Первая
4 Семенова О.И. Воспитатель Высшая
- персонал пищеблока - 1,
- обслуживающий (технический) персонал – 1,
- медицинский персонал – закреплен фельдшер ФАП,
- руководители трудовых отрядов – 5.
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря, трудовых объединений. В реализации программы участвуют педагоги школы, библиотекарь школы, учитель физической культуры, вожатые.
Руководитель трудового объединения несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.
Организация питания в лагере с дневным пребыванием.
Питание детей в лагере с дневным пребыванием осуществляется в школьной столовой. Финансирование питания в лагере с дневным пребыванием осуществляется из местного бюджета.
Питание осуществляется в соответствии с 10-дневным меню, проводится С-витаминизация. Десятидневное меню в обязательном порядке согласовывается директором МКОУ Копкульской СОШ и начальником лагеря.
Материально-техническое обеспечение деятельности школы
в летний период.
№ Материально-техническая база. Количество.
1. Помещения и спортивные сооружения:
- спортзал школы; 1
- спортивная площадка на территории школы; 1
- классные комнаты 2
- библиотека 1
- компьютерный класс 1
2. Игровое оборудование имеется
3. Спортивное и туристическое оборудование - мячи футбольные; 2
-мячи волейбольные; 3
- мячи баскетбольные; 6
4. Пищеблок: холодильное, технологическое оборудование, оборудование для кипячения воды имеется
5. Транспорт 1
6. Инвентарь для трудовых отрядов Лопаты 5
Грабли 5
Лейки 3
Тяпки 5
Механизм реализации программы
№ п/пСодержание Срок проведения Ответственные
1. Лагерь с дневным пребыванием - «Планета детства» - 25 обучающихся Июнь Начальник лагеря
2. Отдых обучающихся в лагере им. Героя Советского Союза А.И.Ершова Июль, август Шишкова Л.И.
3. Деятельность волонтёрского объединения Июнь-август Берестова О.Г. методист по ДМ
4. Контроль за занятостью учащихся из приёмных семей, опекаемых семей, многодетных. В течение летнего периода Иншакова Л.В., Шишкова Л.И.
5. Организация бесед с родителями, обучающихся «группы риска» В течение летнего периода Классные руководители
6. Индивидуальное трудоустройство обучающихся (контроль за занятостью)
В течение летнего периода Иншакова Л.В.
Ожидаемый результат
- 100-% охват несовершеннолетних «группы риска» летним отдыхом и трудовой занятостью;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности детей; отсутствие детского, в том числе дорожно-транспортного, травматизма в летний период;
- охват 90 % детей и подростков летним отдыхом, оздоровлением и трудовой занятостью;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия.
Утверждаю:
Директор школы
__________ Е. И. Сычук«__»______ 2015г.
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Планета детства»
с дневным пребыванием детей
с. Копкуль 2015 г.
1. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения Копкульская средняя школа. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП «Планета детства» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы ЛДП «Планета детства» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание
условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: лето 2015 года: лагерная смена, 18 дней.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом
зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении
к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность
представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Планета детства» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
- Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
- Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.
Учебно-методическое оснащение программы
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
4. Механизм реализации
«Планета детства» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (18 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Образовательная деятельность в рамках смены «Планета детства» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений.
На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
5. Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МКОУ Копкульская СОШ - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры.
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МКОУ Копкульская СОШ, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
3 воспитателя.
Обслуживающий персонал (1 повар, техничка, завхоз)
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала,
руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности отряда: дежурство, труд по самообслуживанию,
организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
6. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней).
План работы ЛДП «Планета детства»
МКОУ Копкульская СОШ
№ Мероприятие Дата проведения Ответственный
Открытие лагеря
Организационные мероприятия по приему детей и распределению по
отрядам и размещению;
Открытие лагерной смены
«Здравствуй, друг!»;
Подвижные игры;
Инструктаж по технике безопасности;
Тренинг«Знакомство»,«Об именах» 03.06.2015 Начальник лагеря, воспитатели
2. День Спорта
Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;
Спортландия «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;
Посещение библиотеки «Права и обязанности детей»
Подвижные игры на свежем воздухе;
Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить:
- гребцов на байдарке с рулевым;
- толкание ядра;
- прыгунов в длину;
- мастеров синхронного плавания; 04.06.2015 Учитель физкультуры
3. День Леса
Экологическая тропа
(туристический поход)
Викторина «Зеленые страницы»
Познавательно – профилактическое занятие «Огонь - друг, огонь – враг, берегись беды, когда ты у воды»05.06.2015 Воспитатели
4. День Здоровья и спорта
Игра «Счастливый случай!» за
здоровый образ жизни;
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
«Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;
Дискуссия «Почему вредной
привычке ты скажешь: «Нет»!»
Инструктаж по технике
безопасности, оказание первой помощи
06.06.2015 Воспитатели
Учитель физкультуры
5. День Сказок
Путешествие по сказкам Н. Носова
«Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:
-рабочий костюм Бабы-яги;
-парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка;
-спортивный костюм Кощея
Бессмертного;
- зимний костюм Водяного;
Подвижные игры на свежем
воздухе; 08.06.2015 Учитель физкультуры
Воспитатели
6. День Дружбы
«Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;
Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы:
1.«Кошка – ложка – окошко – немножко»;
2.«Лето – зной – веселье – вой»;
3.«Стакан – банан – карман – обман».
«Писатели и поэты о дружбе» (библиотека) 09.06.2015 Библиотекарь
Воспитатели
7. День ПДД
«Безопасное колесо» познавательный турнир;
Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак;
Подвижные игры на свежем воздухе 10.06.2015 Учитель физкультуры
8. День России
Конкурсная программа «Русская кудесница»;
Экологический десант 11.06.2014 Зав. КДЦ
Методиста по ДМ
9. День Умников
Познавательный турнир «Умники и умницы»;
Игра «В стране интеллектуалов»;
Круглый стол «Остров знаний» 13.06.2015 Воспитатели
10. День Музыки
Музыкально – познавательная
игра «Цветы в песнях»;
Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -
- в прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;
- составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);
Подвижные игры на свежем воздухе; 15.06.2015 Зав. КДЦ
Начальник лагеря
11. День смеха
Конкурс карикатур;
Комический футбол;
Чудесный мир птиц (библиотека) 16.06.2015 Учитель физкультуры
Воспитатели
Библиотекарь
12. Вкусный день
Своя игра «Гигиена питания»;
«Съедобный зоопарк» изготовить
из разных овощей:
- огуречного крокодила;
- картофельного медведя;
- морковную лису и т.д.; 17.06.2015 Воспитатели
Фельдшер ФАП
13. День Талантов
Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;
Конкурс частушек;
Спортивный праздник «Мы вместе»; 18.06.2015 Воспитатели
14. День Грибника
Экологический конкурс «Грибной марафон»;
«Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:
1.«Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;
2.«Родилась у грибного царя
Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»
19.06.2015 Воспитатели
15. День Мастеров
Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
«Завтра была война» ( библиотека)
20.06.2015 Воспитатели
Библиотекарь
16. День Художника
Конкурс рисунков «Дети любят рисовать»;
Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
22.06.2015 Воспитатели
Начальник лагеря
17. День Памяти
Мероприятие посвященное 70-й годовщине Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945г.
«День юного героя антифашиста»;
Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»;
23.06.2015 Воспитатели
18. День Расставания
«Сцена прощания» концертная программа. 24.06.2015 Начальник лагеря Воспитатели