Урок Как не любить мне эту землю


Внеклассное мероприятие
«Как не любить мне эту землю…»
Цель: - Воспитать чувство патриотизма, гордости за свою Отчизну, за свою малую родину.
-Развивать кругозор учащихся, расширять понятие Родина.
-Воспитывать любовь к родной стране, родному краю.
Оборудование: - символика России, края
- эпиграф на доске: «Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой…»
А.Пришелец
- Выставка «Родительский дом»
- Сочинение учащихся «Как не любить мне эту землю»
- Презентации учеников «Родной край»
- Музыкальное сопровождение
Ход мероприятия:
- Звучит песня «Родная земля»
Учитель: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.
Стихотворение читает наизусть ученик:
«Родина» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.
Учитель: Вспомним высказывание К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила нас языку и, как мать, защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Она шла 1418 дней и ночей. Это были годы мучений, горя, тяжелого труда.
Ученик читает наизусть стихотворение:
Тебе не раз враги грозили,
Тебя не раз сметали – не смели!
Любовь моя, Земля – Россия,
Тебя порушить не могли!
Тебя топтали – не стоптали!
Тебя сжигали – не сожгли!
Мы все с тобою испытали,
И даже больше, чем могли!
Учитель: Это были годы мужества, чести, беззаветной любви к Родине. Да, ребята, много раз испытывала на себе Россия нашествия врага, это были страшные годы, но всегда были и есть у нас великие люди, такие как Ермак, Александр Суворов, Петр Первый и другие. С каким мужеством они служили России. И куда бы ни отправились, кланялись в пояс своей матушке – России и пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословление матери, на груди:
Мать Россия моя!
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить!
Мать Россия моя!
Соловьиный рассвет,
Ранил душу мою
Твой березовый цвет.
Все, что в сердце моем,
Все, чем в жизни живу,
Все, что было и есть,
Я Россией зову
Ты, Россия моя,
Золотые края,
ты, Россия, родная, заветная,
за твою широту,
за твою красоту,
я люблю тебя, Родина светлая!
Необозримая щирь полей. Развесистые березы белоствольные. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия!
Ты смотришь в голубое небо. Идешь по лесным тропкам. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия!
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. Это – Россия!
Руки матери. Родительский дом. Душистый хлеб за столом. Это тоже Росси!
Каждого из нас трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные наши края, даже небогатые, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны.
Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей родной стране.
Ученик читает наизусть стихотворение:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русская природа,
Это Родина моя!
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга, -
Это русское раздолье,
Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Учитель: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к отчему краю. «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные нами из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, половина – от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю свою жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями.
А природа родного края навсегда отчеканивается в наших душах.
Ребята, дома каждый из вас писал сочинение «Как не любить мне эту землю». Давайте послушаем некоторых из вас.(Два ученика читают свои работы).
Скажите, пожалуйста, ваши сочинения похожи на услышанные? Почему, как вы думаете?
Да, действительно, ребята, ведь каждый из вас любит свою малую родину, свой родительский дом, родную школу, своих близких и это вас объединяет.
-Алия и Ильнур приготовили презентации на эту же тему, давайте их посмотрим.(просмотр презентаций учащихся).
-спасибо, ребята, за то, что постарались и приготовили такие интересные работы, я думаю, что вы все можете на память себе создать такие презентации и, когда станете взрослыми, то тоже с любовью будете вспоминать свою малую родину.
Ученик читает стихотворение В.Лазарева:
Как же не любить мне эту землю,
Где мне дано свой век прожить,
И эту синь, и эту зелень, и тропку
Тайную во ржи.
Мне хорошо в твоих раздольях,
Моя любовь, моя земля,
Крестьянка русская в ладонях
Весною нянчила тебя.
Как не любить мне эту пашню,
Что битва кровью обожгла!
Как мне забыть за правду павшихКрестьян из нашего села!
Земля, под грозами ты мокла,
Сквозь вьюги шла и ожила.
Скажи, а все ли сделать смог я,
Чтоб ты любить меня могла?!
Когда к тебе я припадаю,
В туманной нежности поле,
В твоем тепле я вспоминаю
Ладони матери моей.
Как не любить мне эту землю?
Учитель: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, небо, солнце, березки. Это – родная природа. Наша жизнь неотделима от нее. Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. Как много написано стихов, картин, песен о родине. Наша ученица, Нигаматуллина Диляра, тоже увлекается этим, ей слово.
-выступление Нигаматуллиной Диляры со стихотворением собственного сочинения.
У А.С. Пушкина есть слова: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков» и у нас с вами, ребята, не будет другой Отчизны. Так давайте же будем любить, беречь свою родину, гордиться ее историей, стараться быть патриотами и сделать как можно больше во благо её. В заключение нашего урока мы с вами исполним гимн нашего Сафакулевского района, написанный к юбилею района нашей поэтессой Залией Рафаэловной Биксуриной, а музыку сочинил Николай Александрович Абрамов.
- дети и учителя исполняют гимн.