Внеклассное мероприятие, посвященное 85-летию Калачевского района Как не любить мне эту землю
«Как не любить мне эту землю»
Сценарий празднования юбилея Калачевского района
Суханова О.В.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Советская СОШ»
Калачевского района
Волгоградской области
Звучит песня Любэ «Береза»
Ведущий 1:
Как не любить мне эту землю,
Где мне дано свой век прожить,
И эту синь, и эту зелень,
И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,
Моя любовь, моя земля,
Крестьянка русская в ладонях
Весною нянчила тебя.
Как не любить мне эту пашню,
Что битва кровью обожгла!
Как мне забыть за правду павших
Крестьян из вашего села!
Земля, под грозами ты молкла,
Сквозь вьюги шла и ожила.
Скажи, а все ли сделать смог я,
Чтоб ты любить меня могла.
Когда к тебе я припадаю,
В туманной нежности полей,
В твоем тепле я вспоминаю
Ладони матери моей.
Как не любить мне эту землю!
Ведущий 2:
Дорогие ребята! В 2013 году нашему Калачевскому району исполняется 85 лет.
Быстрой рекой течет время. Проплывают в потоке вечности годы. Их не повернуть вспять. И только по волнам памяти можно вновь перенестись в прошлое.
Песня «Ехали казаки домой, раскудрявив чуб на ветру» (слайды «донские казаки»)
Ведущий 2:
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т. е. свою молодую родину как часть большого Отечества.
Стихотворение М. Пляцковского «Родина» 2 класс
Ведущий 1:
У каждого человека до конца дней сохраняется благородная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизни, - к отчему краю. Писатель В. Г. Распутин говорил: «Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать». Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей половина от взрастившей нас земли. Первые и самые простые представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь, затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями.
Песня «С чего начинается Родина?» 7 класс
Ведущий 2:
Рассказывая о событиях прошлых лет, мы не должны забывать, именно здесь, на Калачёвской земле закладывался фундамент Великой Победы.
Ведущий 1:
Память о том времени не стёрлась, не забыл наш город тех, кто участвовал в Великой битве, тех, кто ещё жив и помнит, тех, кто геройски погиб.
Ведущий 2:
Где степь снарядами вспахана,
Где мир солдат добывал,
Где пушки надсадно, простужено ахали,
Где землю кромсал металл.
Где столько солдат наш вынес,
Где слышался стон и плач,
Там снова родился, там заново вырос,
Наш город - солдат Калач!
Ведущий 1:
Давайте с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и проследим за ходом боевых действий в районе г. Калача.
Итак, год 1942. Война.
-Стихотворение В.Гусева «Казак уходил на войну» 7 класс
Ведущий 2:
После неудавшейся попытке взять Москву, гитлеровцы решили прорваться к великой русской реке Волге и захватить Сталинград. Гитлер говорил своим генералам: «Сталинград – большой город. В нём много военных заводов. На этих заводах русские строят свои тяжёлые танки. Через Сталинград в Москву идут нефть с Кавказа и хлеб из донских степей. Если мы захватим Сталинград, мы оставим русские самолёты без горючего, русскую армию - без тяжёлых танков, русских солдат – без хлеба. После этого легко будет взять Москву».
И вот гитлеровские войска двинулись на Сталинград.
Стихотворение Б.Ласкина «Ими наша Родина гордится» 2 класс
Ведущий 1:
28 июля 1942 Сталин подписал приказ № 227, который вскоре получил название « Ни шагу назад!». Этим приказом вводились очень жёсткие меры наведения порядка в армии, создавались заградительные отряды, штрафные подразделения для трусов и нарушителей дисциплины.
И солдаты выполняли приказ А немцы, протаранив оборону, двигались всё ближе и ближе к Дону, к Калачёвской переправе .
Стихотворение Н.Старшинова «И вот в свои семнадцать лет» 6 класс
Ведущий 2:
Намерение врага без задержки переправиться через Дон и с ходу овладеть Сталинградом не достигло цели. Бой в районе Калача дал нашему командованию выигрыш во времени примерно в две недели. Затем из двух недель стало три, так как лишь 21 августа 6-я немецкая армия смогла начать своё наступление через Дон.
Ведущий 1:
Дорого заплатил враг при попытке с ходу прорваться через Калач на Сталинград. Земля, на которой 1-я танковая армия нанесла первые удары по гитлеровцам, была устлана трупами вражеских солдат и офицеров, их поверженной техникой – разбитыми орудиями и ещё дымящимися танками.
Ведущий 2: Но недолго хозяйничали на нашей земле оккупанты. Представители Ставки маршалы Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.И.Воронов разработали план операции, получившей кодовое название «Уран».
Ведущий 1:
19 ноября 1942 года началось историческое контрнаступление советских войск под Сталинградом. 20 ноября 1942 года механизированные корпуса под командованием полковника Т. Н. Танасчишина и генерал – майора В. Т. Вольского, прорвав оборону, устремились в направлении Советский – Калач (показать по карте).
Стихотворение М.Агашиной «Перекресток» 10 класс
Ведущий 2:
В ночь с 21 на 22 ноября командир 26-го танкового корпуса генерал – майор А. Г. Родин решил воспользоваться темнотой для внезапного захвата моста. Выполнение этой задачи было поручено передовому отряду под командованием командира 11-й мотострелковой бригады подполковника Г. Н. Филиппова. В 3часа ночи 22 ноября передовой отряд на большой скорости начал движение по дороге на Калачёвскую переправу. В 6часов отряд беспрепятственно взял мост.
Ведущий 1:
Через некоторое время противник со стороны Камышей и Калача, мелкими группами начал наступать на переправу. Весь день 22 ноября, небольшая группа красноармейцев и командиров под командованием полковника Филиппова вела неравный бой за переправу. Все попытки врага вернуть мост закончились провалом. Красноармейцы вместе с комбригом поклялись: «Умрём за Родину, но переправы не отдадим!».
Стихотворение А.Гуторовых «Песня о герое Титаеве» 3 класс
Ведущий 2:
23 ноября в 7 часов утра 19-я танковая бригада 26-го танкового корпуса и 14-я мотострелковая бригада начали атаку противника в г. Калаче. К 10 часам советские танки ворвались в город, но немцы оказывали упорное сопротивление.
К 11 часам г. Калач был освобождён. Почти три месяца город был в руках оккупантов.
Стихотворение Р.Казаковой «На фотографии в газете» 5 класс
Ведущий 1:
Очень тяжело далась эта победа. Кровью наших солдат залита Калачёвская земля. Вечная слава и низкий поклон всем павшим на нашей земле.
Стихотворение М.Агашиной «Вспыхнула алая зорька» 4 класс
Ведущий 2:
Все отдавшие жизнь за освобождение города Калача похоронены в братской могиле на Площади Павших Борцов.
Неподалёку от братской могилы – в сквере, напротив средней школы №2 установлен «танк, в числе первых вошедший в г. Калач – на – Дону при освобождении от немецко-фашистских захватчиков 23 ноября 1942 года». Этот танк был привезён бойцами 26-го танкового корпуса прямо с поля боя – 12 декабря 1942года. это не просто танк – это память о войнах-танкистах, похороненных здесь же в братской могиле.
Стихотворение М.Агашиной «Стихи о моем солдате» 9 класс
Ведущий 1:
Калачёвцы помнят подвиг освободителей и на братских могилах, и у могилы Неизвестного солдата и других больших и малых памятниках войны можно увидеть цветы и венки. Никто не забыт и ничто не забыто на иссечённой железом и политой кровью земле.
Стихотворение В.Бокова «На Мамаевом Кургане тишина» 1 класс
Ведущий 2:
Мы слушаем эту тишину, добытую ценой миллионов жизней. Наши предки завоевали Великую Победу в самой жестокой, самой кровавой войне ХХ века. А может быть, и в истории всего человечества
Ведущий 1:
В нашем Калачевском районе бережно хранится наследие наших дедов и прадедов. Мы знаем множество имен людей, которые творили историю, прославляли не только геройским подвигом, но и своим трудом наш донской край.
Ведущий 2:
Среди почетных жителей Калачевского района известный писатель, которого называют «проводником литературных традиций Донского края» - Б.П.Екимов.
От его произведений остается чувство, что Калачевская земля живет, и будет жить. А как нам жить, Б.П.Екимов рассказа в своих произведениях.
Инсценировка рассказа Б.П.Екимова «Ночь исцеления» 7 класс
На вопрос: «О чем Ваши сегодняшние рассказы?» Борис Петрович ответил: «О жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево - мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него проходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. А мы все куда-то мчимся, нам нужно 20 машин, когда на самом деле нужны лишь одни крепкие ноги. Ради чего навьючиваем на себя дома, машины, имущество, гаражи? И все плачемся, почему у соседки двое серег в ушах, а у меня одни. У нее три кольца, а у меня одно. Хотя никакие кольца не заменят красивого лица и красивых рук. Жить надо мудрее, потому что жизнь всего лишь одна и очень короткая как птичий посвист. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и Могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало?»
Ведущий 2:
Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзия и приметы. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, живущих в Калачевском районе, прекрасны. Любовь к родной природе- это любовь к своей малой родине, к своей стране.
Песня «Моя Россия, моя страна» 8 класс
Ведущий 1:
Ведущий 2. Растёт, процветает наш район, становится краше, богаче. Взрослеем и мы,
испытываем новые чувства, одерживаем победы и по-разному воспринимаем неудачи и,
кажется, не такого человека на земле, который бы не испытал прекрасного чувства
любви
Выходят все участники, звучит музыка
Ведущие:
Весь этот край, милый навеки
В стволах белокрылых берез
И эти студеные реки,
У плеса, которых ты рос.
И темная роща, где свищут
Всю ночь на пролет соловьи
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.
И синий ласкающий воздух
И крепкий загар на щеках,
И деды в Андреевских звездах
В высоких седых париках.
И санки, что вихрем летели,
И волка опасного шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.
И ливни такие косые,
Что в поле не видно не зги. Запомни:
все это - Россия Родные просторы твои.
Дети по строчке:
Дорогой Калачевский район!
Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе,
Желаю, тебе, Земля моя
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
1ђЗаголовок 115