Конспект урока по литературному чтению на тему Рассказ В.Драгунского Девочка на шаре (3 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Программа: «Школа 2100» (учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Автор: Ф.И.О.(полностью) Матюшенко Виктория Вигеновна
Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга Краснодарского края МО Туапсинский район
Предмет: литературное чтение (начальные классы)
Тема: Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: не требуется
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока: познакомить с биографией и творчеством В. Драгунского, активизировать деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения, повышать интерес к процессу чтения;
Задачи урока:
Образовательные: развитие умений выразительно читать произведение, воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, одноклассников, производить выборочное чтение фрагментов произведения, отражающие описание главного героя и выражать своё эмоциональное отношение к содержанию;
Развивающие: развивать творческие способности и творческое воображение учащихся; умение самостоятельно ориентироваться в тексте, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.
Воспитательные: уметь организовать работу в паре, в группе, при помощи выполнения правил групповой работы, уметь сравнивать высказывания и отстаивать свою точку зрения в соответствии с целями урока.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы организации деятельности детей: индивидуальная, коллективная, парная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, портрет В.Драгунского, учебник.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1
(жесты, в конце открытые ладони протянуты к детям).
Я попрошу вас протянуть мне навстречу ваши руки. Хочу передать вам добрые импульсы, они загорелись в моем сердце. Вы почувствовали тепло?
- Теперь соедините ваши ладошки друг с другом. Подарите друг другу доброту, тепло ваших сердец и улыбнитесь. Сегодня наш урок будет окружен теплом ваших сердец и согрет улыбками.
2. Проверка домашнего задания. Слайд 2
Ребята, а кто такой Дениска Кораблёв? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить биографию автора этих рассказов.
(Небольшое сообщение ученика о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского).
– Какие произведения В. Драгунского вы читали?
- Вы, наверное, уже догадались, о каком рассказе В.Драгунского сегодня мы будем говорить? («Девочка на шаре») Слайд 3
А где увидел Дениска девочку на шаре? (в цирке) Конечно, вы читали это произведение. Оно вам понравилось? Это можно понять, взглянув на ваши рисунки. (Обзор выставки рисунков)
Какие вы молодцы, похлопаем себе. Я хочу проверить, как вы читали – внимательно? Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
Работа с рассказом В. Драгунского.
Работа с текстом до чтения.
– Расскажите, какие предположения у вас возникли до начала чтения, когда вы узнали, кто автор, как называется рассказ, и рассмотрели иллюстрацию на с. 116. (Ответы детей.) Вопросы по прочитанным частям:
а) Сколько лет Дениске? (Скоро 8.)
б) Покажите столько пальцев, сколько букв в имени героя, сколько частей в тексте. (7).
в) Дениска в цирке был… (во второй раз). Ему понравилось всё: и (продолжайте)…, потому что…
г) Как описывает автор девочку?
д) В 3 части найдите отрывок про выступление девочки. Почему эта девочка была особенная?
– Но прежде, чем мы обратимся рассказу, вспомним, что такое рассказ.
Слайд 4
(Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).
? Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в цирке, 1 главный герой – Дениска)
Словарная работа (1 мин.)
Слайд 5
Так как действие рассказа происходит в цирке, нам встречаются некоторые слова, связанные с цирковой тематикой. Дайте толкование этих слов.
БРАВО – выражение чувства восхищения.ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах.АНТРАКТ – перерыв между выступлением.
Физминутка «Вы любите цирк?»
(Физминутку проводят «артисты цирка»: гимнастка, силачи, клоуны и дрессировщик животных. Учащиеся под музыку повторяют за ними движения).
Слайд 6
Работа с текстом во время чтения.
– Продолжим чтение.
1. Первичное чтение части 5 (комбинированное чтение).
Задание: озаглавить 1-5 части.
Комментирование 1 –го абзаца.
После 1-го абзаца: – Обратите внимание, какое длинное предложение – целый абзац!
И в нём почему-то повторяется всё время союз и. Автор хочет, чтобы мы поняли... (дети продолжают: …как долго тянулась эта неделя, что чувствовал и переживал мальчик).
После 2-го абзаца:
– Как вам кажется, папа сдержит «клятву верности и чести»?
Читая 3-й абзац, необходимо выделить голосом вновь повторяющийся союз и; обратить внимание, что клятву папа сдержал. Кроме того, надо при чтении показать голосом то место, с которого для Дениски всё пошло не так: первый союз но и последующие.
По ходу чтения также возникает вопрос:
– Вы поняли, почему Дениска про каждый номер программы говорил папе, что это не то и ерунда?
Весь 7-й абзац – это прямые авторские вопросы. Есть ли на них ответы? Что можно предположить?
Часть 6 дети читают вслух.
Часть 7 также читаем вслух, ведём диалог с автором.
7
Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:
– Владивосток – это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь...
Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. (Так ли это? Поэтому папа молчал?) Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:
– А на «Ту-104» за три часа – и там!
Но папа всё равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:
– Зайдём в кафе «Мороженое». Смутузим по две порции, а? (Папа хочет поддержать сына и как-то загладить свою невольную вину; предлагает то, на что Дениска в любой другой ситуации с радостью бы согласился.)
Я сказал:
– Не хочется что-то, папа.
– Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучше воды.
Я сказал:
– Не хочется, папа. (Но сейчас Дениске не хочется ничего, он первый раз в жизни переживает настоящую потерю.)
Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шёл так быстро? Почему он не разговаривал со мной? (Вы поняли, почему папа так ведёт себя? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо. (Отчего, как вы думаете?)
2. Обобщающая беседа.
а) – О чём же это произведение?
(о новом незнакомом чувстве, которое зародилось у мальчика, о взаимопонимании между родителями и детьми).
б) – Проследим, как автор показывает пробуждение глубокого чувства
Дениски к девочке. (Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет её из всех знакомых девочек, называет особой. Всё, что делала эквилибристка, очень ему нравилось: не бегала, а плыла, он сравнивает её с птицей, с Дюймовочкой, с молнией. Дениске хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, её образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представлении. Он называет её «моя девочка», так говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала. Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.)
в) – Каким мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшим, серьёзным, способным к глубоким переживаниям.)
г) – Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?
д) – Что понял Дениска, посмотрев на папино лицо? Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень ему благодарен за это. Вы поняли, что такое взаимопонимание и почему оно так важно?
ж) – Как вы объясните слова одного ученика, написавшего в сочинении
«Счастье – это когда тебя понимают...»?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙΙ. Итог. – О чём же хотел рассказать автор в этом серьёзном произведении? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребёнка.)
Ребята, у нас появился волшебный стул. Представьте себе, что здесь сидит Дениска. Дима, ты мне не поможешь? Мы тебе доверяем исполнить роль Дениски. А вы, ребята, какие слова можете сказать, чтобы утешить Дениску, он ведь не встретился с девочкой? Например, «Ты такой замечательный, ты обязательно подружишься с Таней». Надеюсь, после таких слов Дениске стало бы легче.
Спасибо моему помощнику. Дениска ушел из цирка грустный, а у нас он – веселый. Можно и похлопать.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Рефлексия Слайд 7
Наш урок полон чудес, перед каждым учеником карточки с цветами. Чем они отличаются? А я хочу обратить внимание, что один цветок раскрытый, а другой еще не раскрыт, как наши ладошки. Но цветок обязательно раскроется. Если вам сегодня все удалось, то поднимайте раскрытый цветок, если думаете, что нет – нераскрытый.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.
Соедините руки домиком. Посмотрите, я, ты, он, она - вместе дружная семья. Давайте вместе пожелаем друг другу, чтобы в семьях всегда было солнечное настроение, как эти ладошки.
Всем спасибо за урок. Урок окончен.
ΙV. Домашнее задание Написать сочинение «Моя семья».