Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)


Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
1. Из чего состоит каждое слово? (Из звуков)
2. Сколько звуков в слове стол? Ручка?
3. Сколько звуков в слове ключ?
4. Что мы наблюдаем одинаковое в данных словах? (Одинаковые звуки).
5.А что разное в этих словах? (Смысловая сторона слова).
Далее говорю: "Итак, слова отличаются друг от друга по смыслу и звучанию".
6. Приведите примеры слов, которые одинаково звучат, но различны по смыслу. / Рой землю, рой пчел /
Затем проходит работа по закреплению материала:
1 . Из чего состоит наша речь?
2. Чем отличаются слова друг от друга?
3. На какие части распадается слово со звуковой стороны? (На слоги, а слоги делятся на звуки).
Сообщаю, что при помощи легких, гортани, мягкого неба: языка, зубов, губ мы произносим звуки. Одни звуки образуются при участии голоса, а другие - без голоса. Напоминаю, что звуки речи делятся на гласные и согласные. При произнесении гласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, не встречает препятствие. А при произнесении согласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, встречает препятствие. Препятствием могут быть: зубы, гортань, мягкое небо
В русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки состоят из голоса и шума, а также только из шума. В русском языке двадцать согласных звуков: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
4. Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых в полости рта воздух встречает препятствие).
5. Из чего состоят согласные звуки? (Одни из голоса и шума, другие только из шума).
6. Из чего состоят звуки [г], [ж], [з]? (Из голоса и шума).
7. Из чего состоят звуки [к], [с], [т], [ш]? (Tолько из шума).
Сообщаю, что особое место в русском языке занимает звук [й]. Он не составляет слога и называется неслоговым или кратким. Далее сообщаю детям, что звуки указываются в квадратных скобках или иначе в транскрипции, чтобы мы отличали их от букв.
Затем выполняется упражнение № 245 и повторяются гласные звуки. После этого выполняется упражнение № 250 и повторяются согласные звуки. Таким образом ученики определяют, какими гласными звуками и какими согласными звуками различаются слова.
Данное задание может быть использовано в качестве домашнего задания. Из слова " Ф О Н Е Т И К А " набрать и составить как можно больше слов: ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.