Конспект урока по русскому языку на тему Фонетика. Графика. Орфоэпия 10 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
ТЕМА: Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Разработал: Мощенская Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, графике и орфоэпии;
- закрепить умения находить основные звуковые процессы в словах, совершенствовать орфоэпические нормы русского языка;
- воспитывать бережное отношение к слову, любви к русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты, орфографические словари
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Тема нашего урока «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Тема эта для вас не новая, с этими разделами языкознания вы знакомились в предыдущих классах. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
2. Постановка цели урока.
(Возможные предложения учеников)
- Повторить основные орфоэпические нормы русского языка;
- Закрепить умения находить основные звуковые процессы в словах;
- Совершенствовать навыки фонетического разбора.
3. Актуализация знаний.
Беседа.
Что изучает фонетика? (Раздел языкознания, изучающий звуки речи)
Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (графика)
Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук слышим и произносим)
Какую роль в языке выполняют звуки? (Смыслоразличительную)
В чем различие между произношением гласных и согласных звуков? (При произношении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, а при произношении согласных – воздух встречает на пути различные преграды)
Как классифицируются согласные звуки? Приведите примеры.(Звонкие и глухие, сонорные, твердые и мягкие)
Какие звуки не образуют пар по звонкости- глухости? (9 сонорных –[й’], [л],[л’],[м],[м’],[н],[н],[р],[р] и 5 глухих согласных - [х],[х’],[ц],[ч’],[щ’])
Какие звуки не образуют пар по твердости-мягкости? ( 3 твердых согласных- [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных [ч’], [щ’], [й’])
Какие буквы и когда обозначают 2 звука? (Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после разделительного Ъ и Ь, после гласной)
Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в словах? (Озвончение (замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким) и оглушение (замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным), упрощение групп непроизносимых согласных, ассимиляция (уподобление звуков) и диссимиляция (расподобление звуков)
Что изучает орфоэпия? (Раздел языкознания, изучающий правила произношения звуков и ударение в словах?
4. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока
- Молодцы! Вспомнили основные понятия по теме. А теперь закрепим свои знания на практике.
Работа по карточкам (взаимопроверка).
1. Выпишите в два столбика слова, в которых происходит оглушение и озвончение согласных звуков:
Просьба, мороз, молодежь, погрузка, сгибать, сторожка, зуд, вокзал, сказка, заготовка, отбежать, косьба, кружка, коробка.
Мороз просьба
Молодежь сгибать
Погрузка вокзал
Сторожка отбежать
Зуд косьба
Сказка
Заготовка
Кружка
Коробка
2. Поставьте ударение в словах.
Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.
(ПремировАть, каталОг, красИвее, закУпорить, срЕдствами, добЫча, баловАть, киломЕтр, копИровать, звонЯт, некролОг, фОрзац, бАнты, столЯр, тОрты, ходАтайство, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт).
- А теперь обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа.
Работа с учебником.
Упражнение № 47 стр. 48-49.(один ученик работает у доски)
Выполнение теста.
В каких словах все согласные звуки звонкие?
А) берег
Б) удобный
В) справа
Г) взморье
1. А и Г 2. Б и Г 3. Б и В 4. В и Г
В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1. сватовство 2. успешно 3. разместиться 4. приятный
В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1. щука 2. жалость 3. шарик 4. жила
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. бледнЫ 2.нАчаты 3. дОговор 5. зАвидно
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. звонИт 2. цемЕнт 3. Августовский 5.Эксперт
Ключ: 1-2, 2-1, 3-2, 4-4, 5-4.
Подведение итогов урока
Домашнее задание. Составьте тесты (10 заданий) по теме нашего урока, по образцу теста, который выполняли в классе
ЗАДАНИЯ
1. Выпишите в два столбика слова, в которых происходит оглушение и озвончение согласных звуков:
Просьба, мороз, молодежь, погрузка, груздь, сгибать, сторожка, зуд, вокзал, сказка, заготовка, отбежать, косьба, кружка, коробка.
2. Поставьте ударение в словах.
Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.
ТЕСТ
В каких словах все согласные звуки звонкие?
А) берег
Б) удобный
В) справа
Г) взморье
1. А и Г 2. Б и Г 3. Б и В 4. В и Г
В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1. сватовство 2. успешно 3. разместиться 4. приятный
В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1. щука 2. жалость 3. шарик 4. жила
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. бледнЫ 2.нАчаты 3. дОговор 5. зАвидно
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. звонИт 2. цемЕнт 3. Августовский 5.Эксперт
15