Адаптированная комплексная программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков(начальная школа)
МБОУ СОШ №33 им. П.Н.Шубина
Адаптированная комплексная программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков«Радуга»
(для детей младшего и среднего возраста)
Авторы программы:
Чеглова О.А., Федюнина О.Ю.
г. Липецк 20012г
Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ СОШ №33 ежегодно организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей.
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Количество смен – 1 смена (июнь)
Место проведения – МБОУ СОШ №33 им.П.Н.ШубинаПродолжительность смены – 18дней.
Общее число участников за смену – 120 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся начальной школы в возрасте от 8 до 12 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Цели и задачи организации работы лагеря.
Цель:
оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив.Создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.Воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
Создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул с привлечением учреждений дополнительного образования.
Развитие познавательных интересов.
Развитие личности ребенка, раскрытие его способностей на основе реализации интересов и неудовлетворительных в школе духовных, интеллектуальных, двигательных потребностей.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества
Способствовать сплочению детского коллектива, поддерживать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
Положение о школьном оздоровительном лагере.
Общие положения
По желанию и запросам родителей (законных представителей) и с учётом финансовых возможностей образовательного учреждения в летний период создаётся пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Деятельность лагеря регламентируется Уставом учреждения, Правилами поведения обучающихся, настоящим Положением.
Организация и содержание деятельности
Пришкольный оздоровительный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся начальных классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.
Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок дня.
Ресурсы:
Педагогический коллектив
Вожатые
Библиотека
Мед. Кабинет
Спортивная площадка
Спортивный инвентарь
Столовая
Комнаты для работы отряда
Кадровые условия:
начальник лагеря;
воспитатели;
физрук;
музыкальный руководитель;
руководители кружков;
медицинский работник;
обслуживающий персонал.
Социально-педагогическое обоснование программы.
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего школьного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.
Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Исходя из выше сказанного мы постарались сделать программу лагеря максимально интересной для детей и отвечающей потребностям и детей , и их родителей и педагогов.
При составлении программы лагеря в основу лёг опыт работы пришкольного оздоровительного лагерей за последние годы.
В наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, учёные, воспитатели всё чаще вспоминают об игре.
В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приёмам и средствам воспитания.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в лагере самореализация каждого ребенка, осуществляется в приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья. Именно это предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря.
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- разработка программы;
- подготовка школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- подготовка методического материала;
- отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- проведение психодиагностической работы.
2.Организационный этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
- запуск программы «Радуга»;
- формирование отрядов,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3.Основной этап смен:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
4.Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного оздоровительного лагеря в будущем.
Направления и виды деятельности.
Здоровье.
Задачи:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы работы
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе
Эстафеты, спортивные мероприятия
Беседы, лекции
Творчество.
Задачи:
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
Развитие творческих способностей детей.
Основные формы работы
Изобразительная деятельность
Конкурсные программы
Танцевальный ринг
Игровые творческие программы
Посещение театров
Творческие игры на занятиях в кружках
Выставки, ярмарки
Интеллект
Задачи:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы
Поездки, экскурсии
Посещение концертов, спектаклей
Беседы, лекции
Психологические тесты
Викторины
Интеллектуальные игры
Экология
Задача:
Воспитание культуры поведения в природе, ответственное и бережное отношение к ней.
Формы работы:
Игровая программа «Экологический экспресс»
Экологическая тропа
Экологические сказки
Викторины
Турниры знатоков природы
Конкурсы рисунков поделок
Ожидаемый результат
1. Общее оздоровление детей.2. Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков, развитие интеллектуальных возможностей каждого ребёнка.3. Творческий рост детей.4. Максимальная ступень самореализации каждого.5. Творческий рост педагогов. 6. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.
7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ «Октяборьская средняя общеобразовательная школа №1». Автор: Кондрашова С.А.
Программа оздоровительного лагеря «Солнышко» Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы: Евсеева О.Г., Кириллова Т. А.
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Автор: Корнеева Н.Д.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.